Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
Новомученики и Исповедники
Российские
Тропарь
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князи и княгини, преподобные мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22).
Новомученики и исповедники XX века — особое явление в истории. В прошлом столетии число пострадавших за веру в России сравнилось с числом мучеников первых веков христианства.
С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.
Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.
За двадцать первых лет советского строя Русская Православная церковь была практически уничтожена.
Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца. После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.
Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.
Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.
Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).
К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. Только на Бутовском полигоне, на
том месте, которое патриарх Алексий II назвал Русской Голгофой, с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были расстреляны и захоронены 20 761 человек. Те, о ком уже известно – мужчины и женщины в возрасте от 13 до 82 лет, представители семидесяти трех национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них - простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
11 декабря 1937-го стало днем мученической кончины одного из самых авторитетных иерархов Русской Церкви, оказавшегося старейшим в числе лиц, приговоренных НКВД к казни в Бутово, – 82-летнего митрополита Серафима (Чичагова).
Около 1000 человек из числа погребенных в Бутово пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот ныне прославлены Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения.
Подвиг этих людей имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения. Их имена ярко сияют в истории Русской Православной Церкви.
Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:
«... русские новомученики – это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то “малое” апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
ИХ ЖЁНЫ
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...
Н.Майков
Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету.
«Дай тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о тебе чувствую себя счастливой безмерно, счастливой тобой и знаю, что впереди – радость свидания, и верю, что она не отнимется от нас, и молюсь, только бы нам самим ее не отравить...» Отец Михаил Шик, известный московский священник и талантливый проповедник, был расстрелян в 1937 году на полигоне Бутово под Москвой. Матушка Наталья Дмитриевна искала его по разным тюрьмам. Так и не узнав о судьбе мужа, она перед смертью написала ему трогательное прощальное письмо: «Дорогой мой, бесценный друг! Вот уже и миновала последняя моя весна. А ты? Все еще загадочна, таинственна твоя судьба. Все еще маячит надежда, что ты вернешься. Но мы уже не увидимся, а как хотелось тебя дождаться. Но не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы еще труднее, а мне пора… Имя твое для детей священно. Молитва о тебе – самое задушевное, что их объединяет. Иногда я рассказываю им что-нибудь, чтобы не стерлись у них черты твоего духовного облика».
Священномученик Василий Надеждин в последнем письме из Соловецкого лагеря дает своей супруге, можно сказать, духовное завещание: «Благословляю тебя за твою любовь, за твою дружбу, за твою преданность мне… Да будет воля Божия! Мы дождемся радостного свидания в светлом Царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, – и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по-христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа...».Матушка священника Сергия Сидорова, проходившего последние годы своего служения во Владимирской области, не писала запросы в НКВД о судьбе мужа: он, по свидетельству дочери Веры, сам сообщил супруге во сне о своей гибели. Такое общение возможно при условии, если люди живут одной духовной жизнью и вся она – в Боге.
Матушка священномученика Илии Четверухина, московского священника, погибшего в лагере на Вишере в 1932 году, писала: «Скоро 15 лет, как батюшка отошел ко Господу, но я не чувствую с ним разлуки, я точно продолжаю с ним жить одной жизнью. Я часто слышу внутри себя его ободряющий голос, когда переживаю какие-нибудь трудности: “Ничего, мамаша, ты у меня молодец”. Так он мне, бывало, говаривал, и мне легче становится от этого. А если я делаю что-то не так, как надо, как хотел бы он, вижу во сне, что он где-то далеко от меня, и больно сжимается сердце».
После смерти матушки уфимского священника Петра Варлаамова Анны Ивановны (она осталась после ареста мужа одна с пятью детьми: старшей было 8 лет, а младшему – 7 месяцев) в ее бумагах была найдена написанная ее рукой молитва, которой она молилась ко Господу после ареста мужа: «Благодарю Тебя, Господи Боже, за все: за жизнь, за невзгоды, прожитые мною, за разлуку с любимым мужем (священником) моим, за муки и радость… за все Тебя благодарю».
Жены святых мучеников и исповедников часто с покорностью воле Божией принимали испытания. Многие из них, прощаясь с мужьями, вполне осознано говорили: «Иди страдать за Христа» - (Из жития священномученика Николая Поспелова). Матушки своей верой, стойкостью и терпением лишений и скорбей разделяли участь любимых мужей, становились бескровными мученицами. В самые трудные минуты, когда священники стояли перед выбором: сохранить себе жизнь с условием отречения от сана или погибнуть, обрекая семью на страдания, матушки нередко поддерживали их в исповедании веры. Так, супруга священномученика Валериана Новицкого, получив от мужа из тюрьмы записку, в которой он волнуется о будущей судьбе своих детей, ответила: «Не отрекайся от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».
Можно только удивляться высокому духу и благоговейным отношениям друг к другу этих святых людей. Между ними была та любовь, которая, по слову апостола Павла, «никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8), а переходит в вечность. О любви, как о великом Божием даре писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «И делаются человеку человеки своими на время по плоти, на веки по духу». Эта любовь являет чудеса, она и по смерти дарует общение любящим душам.
Было еще место в России, где страдало и мучилось немало невинно заключенных людей. Среди них был Сергей Николаевич Астахов, с 1922 года служивший диаконом в нашем храме. В 1937 году был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Ныне священномученик. И название этого места было.
БАМЛАГ
(Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь)
13 апреля 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». БАМЛАГ был организован в 1932 году.Рабочих рук не хватало, при официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. Привлекать вольнонаёмных рабочих было сложно: надо было давать высокую зарплату, предоставлять жильё, создавать условия для нормальной жизни. В малонаселённом крае это сделать сложно. И выход был найден – строительство БАМа было передано в ведомство ГУЛАГа. Приказом ОГПУ создаётся Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь - БАМЛаг.
30-40 годы были годами, когда через БАМЛаг прошли десятки тысяч людей. Десятки тысяч людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.
В сложных условиях лагерной жизни, заключённые показывали образцы высокопроизводительного труда, среди них было много стахановцев, люди работали буквально на износ. Заключенные БАМЛага строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях. Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока - горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта, заготавливали лес для нужд строящейся дороги. В таких условиях строительные работы можно было вести не более 100 дней в году, но заключенные работали круглый год и в любую погоду. Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. «Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов. Не успевали обсыхать. Подымали среди ночи на разгрузку, и невыспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди переставали видеть. Все больше оставалось больных в бараке: свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания» С. Воронин, «Преступление без наказания»). Спецодежда отсутствовала, заключенных одевали и обували в старое тряпье. Особенно тяжело было с обувью. Например, заключенные изготовляли ее сами из выброшенных автомобильных покрышек. Основной инструмент - тачка, лом, лопата, кайло, носилки.
Из лагерной газеты «Строитель БАМа» 1935г.: «...жилые бараки представляли собой ледники; стены их покрыты толстым слоем инея, в углах — горы льда; вокруг бараков — рассадники нечистот (не было
уборных). Не меньше холода и грязи в больницах для заключенных. Больные не имели постельных принадлежностей, спали на полу».
В баню не водили неделями из-за отсутствия белья. Мыла не было.
Заключенные жили в исключительно тяжёлых условиях, их постоянно избивали, за малейшую провинность помещали в карцер, политических селили вместе с уголовниками. Скученность, частые болезни, большая смертность, в том числе от голода. Система питания в лагерях БАМЛАГа была строго дифференцирована. Работающие, получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из соленой или мороженой рыбы, иногда капусты. Неработающие — 300 граммов хлеба без супа.
При Управлении БАМЛАГа работал спецлагсуд, он выносил самые жестокие приговоры, высшие меры наказания следовали одна за другой. Приговоры без промедления исполнялись — в тот же день, как зачитывался приговор, заключенных расстреливали.
Общее число заключенных по системе БАМЛАГа составляло в 1938 году — 201 138 человек, в 1939 году — 291 384 человека.
30 января 1941 года, по приказу Берии, работы на северных участках БАМа прекращены. АМУРЛАГ ... прекратил свое существование, хотя лагеря с заключенными оставались до 1953 года.
С 1995 года в Амурской области учреждена памятная дата – 13 апреля. Это день памяти жертв БАМЛага.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...