Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
Память 14 марта
(1 марта по ст. ст.)
Александра Ивановна Дьячкова (1893-1937гг) родилась в селе Черноголовка Ивановской волости Богородского уезда Московской губернии (ныне город Черноголовка, Московской области) в семье крестьянина Ивана Дьячкова. Александра окончила сельскую школу и жила вместе с родителями, помогая им по хозяйству.
В 1914 году она поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в Клинском уезде Московской губернии (ныне Клинский район Московской области) неподалеку от села Акатово, почему и монастырь зачастую называли Акатовским. Он был открыт в 1890 году, сначала как женская община. А в 1898 году община получила статус монастыря с общежительным уставом и стала именоваться Троицким Александро-Невским Акатовским общежительным женским монастырём. Сестры Акатовского монастыря выполняли самые различные послушания – от тяжёлых сельскохозяйственных работ до шитья золотом и писания икон. Обитель сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. В обители было в то время два храма, две гостиницы и странноприимный дом. Всего здесь подвизалось около семидесяти сестер.
Придя к власти, безбожники потребовали закрытия монастыря, и сестры преобразовали его в сельскохозяйственную артель, которой по-прежнему руководила игумения. Но в 1927 году безбожники стали закрывать все артели, где подвизались монахини. Монашеская трудовая община в селе Акатове была разогнана, а игумения арестована.
Александра Ивановна вернулась на родину в село Черноголовка и поселилась в родительском доме. Однако любовь к обители, где было положено начало иноческих трудов, была столь велика, что она вновь уехала в Акатово и поселилась в одной из деревень вблизи монастырских стен вместе с другими бывшими насельницами монастыря. Они жили по монастырскому уставу.
С 1930 года надзор за монахинями, жившими вблизи закрытых обителей, усилился, ожесточились направленные против них репрессии, и Александра Ивановна снова возвратилась в родительский дом. Сельская их церковь к этому времени лишилась пастыря, и она стала активно хлопотать о назначении к ним священника, что, в конце концов, ей удалось, и Александра Ивановна взялась обустроить его жизнь на новом месте.
В это время сотрудники ОГПУ принялись за аресты духовенства и иноков закрытых обителей. 21 мая 1931 года в числе других монашествующих была арестована и заключена в тюрьму в городе Ногинске и Александра Ивановна. Были допрошены свидетели; один из них показал, что «Дьячкова распространяет нелепые слухи о нашем колхозе, говоря, что у нас колхозники голодные, скот дохнет, молоко сдают, а дети умирают с голоду... Дьячкова активный организатор... религиозных праздников».
Александре Ивановне предъявили обвинение в агитации против колхозного строительства, что «в 1930 году, в момент перевыборов в сельсовет, она говорила: «Всё равно в колхоз никто из честных крестьян не пойдет: там собираются одни лодыри, которые не хотят работать, – пусть коммунисты с ними работают».
Вызванная на допрос, Александра Ивановна сказала, что она действительно в течение многих лет подвизалась в монастыре и ушла из него только после того, как он был закрыт, а игумения арестована. А что касается предъявленного обвинения, то «агитации против колхозов я не вела», – заключила она.
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила Александру Ивановну Дьячклву к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала (канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути). Беломорканал был построен заключёнными ГУЛАГ между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок, при строительстве же погибло около 8 700 человек.В 1934 году Александра Ивановна была освобождена и поселилась в родном селе. В том же году скончалась ее мать, и, прожив около полутора месяцев дома, она уехала в Волоколамский район, где меньше была вероятность подвергнуться аресту как отбывшей лагерный срок и поселившейся вблизи Москвы. Александра Ивановна жила у своих знакомых в разных деревнях, подрабатывая той или иной поденной работой.
В октябре 1937 года она устроилась работать сторожем и уборщицей в храм Рождества Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района и поселилась в церковной сторожке. В той же сторожке жил и священник. Вскоре священника арестовали, и хотя храм не закрыли, но службу вести стало некому. Александра Ивановна была арестована 28 февраля 1938 года и заключена в тюрьму в Волоколамске.
Допрошенный в качестве свидетеля секретарь сельсовета показал, что Дьячкова недовольна советской властью и существующим в СССР строем, что «...она ведет среди колхозников антисоветскую и антиколхозную агитацию, ходит по вечерам по домам колхозников и говорит им, что советская власть незаконно арестовала местного хорошего, и ни в чём не виновного священника, что в церквях нет службы, а между тем, когда организовывали колхозы, то власти обещали не закрывать храмы, обещали, что священники будут служить, а как организовали колхозы, то урожая не стало и хлеба нет, а советская власть стала снимать с церквей колокола, а все равно ничего нет: придешь в магазин и – все пусто, в колхозах урожаи плохие и колхозники сидят без хлеба...»
Из обвинений, предъявленных Александре Ивановне Дьячковой:
«В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельсовета в селе Шестаково, высказывала недовольство Советской властью и партией, в частности, относительно ареста попов...».
Из протокола допроса:
– В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельпо в селе Шестаково, Вы высказывали недовольство советской властью и партией, в частности относительно ареста попов. Дайте показание по этому вопросу, – потребовал от Александры Ивановны следователь.
– Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что священника в нашей церкви еще нет, – и то я это говорила, отвечая на вопросы колхозников.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной и антисоветской деятельности, которые достаточно уличают вас в этом. Следствие требует дать по этому вопросу правдивые показания.
– Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела, но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу, – ответила Александра Ивановна.
4 марта 1938 года тройка НКВД приговорила её к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Александра Ивановна Дьячкова была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
По представлению Московской Епархиией «Определением от 17 августа 2004 года» Священного Синода Александра Ивановна Дьячкова причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания. Память совершается 14 марта (1 марта по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников Богородских.
Храм Рождества Богородицы |
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...