Вопрос от пользователя Наталья

11 марта 2014

Батюшка! Хотелось бы получить разъяснение с какого возраста нужно соборовать детей? и нужно ли вообще соборовать детей? С уважением, Наталья!

Ответ:

Что под собой подразумевает Таинство Соборования, когда оно было установлено и в чем его смысл?

Таинство Соборования или Елеоосвящения установлено самим Спасителем, также как и все Таинства. Этим таинство и отличается просто от молитвенного чинопоследования. Это Таинство первыми стали совершать апостолы. Получив от Господа силу исцелять всякую немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6;13). Особенно подробно об этом Таинстве рассказывает апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (священников), и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5;14-15).

Мы видим, что сама молитва покаянного характера установлена Спасителем: люди, над которыми совершалось таинство, обязательно молились. Вещество совершения таинства тоже установлено Христом. Масло (елей) с древних времен считается символом милости божией к человеку, здравия, крепости физической, света, потому что им лечили, его же заливают в церковные лампады. Елей (отсюда и название таинства – Елеосвящение) символизирует духовное и физическое исцеление и просвещение человека.

Впоследствии оформляется определенное чинопоследование таинства, составляются специальные покаянные молитвы, которые читаются священником. По структуре соборование похоже на Утреню, которая служилась перед Божественной Литургией. В Соборовании есть и стихи аллилуйные, и тропари покаянного характера и пятидесятый псалом, и Евангелие, и стихиры, то есть это фактически чинопоследование Утрени в соединении с самим Таинством. В чинопоследовании Соборования читается канон за болящего, который не относится к самому Таинству, но является очень важной ступенью, подводящей к нему. И действительно, древние требники нам говорят, что соборование болящих совершалось в храме накануне Литургии, а на следующий день люди причащались.

Во время Елеосвящения совершается семикратное помазание приступающего к Таинству маслом (елеем), при этом читаются отрывки из апостольских посланий, семь отрывков из Евангелия, а также семь молитв о даровании болящему исцеления. Это таинство совершается собранием (собором), из семи священников, поэтому и называется Соборованием. Священники – это преемники апостолов по благодати. Семь священников участвуют в Таинстве в знак присутствия полноты Церкви, но при крайних обстоятельствах совершать Соборование может и один священник.

Апостольские послания читаются для того, чтобы направить человека в нужном духовном направлении, указывая на какие-то существенные моменты в его жизни. Из евангельских текстов читаются те места, где говорится о любви Бога к человеку, о тех требованиях, которые предъявляются к нам, если мы хотим быть исцеленными: прощать своих врагов, стремиться восполнить любовью то, что мы у них отняли. Например, Евангельский рассказ о богатом сборщике податей Закхее, который так хотел видеть Господа, что залез на дерево. Господь его благословляет и приходит к нему в дом. Великая радость от посещения его дома Господом, совершила нравственный переворот в душе Закхея. Сознавая, что совесть его нечиста, он дает во всеуслышание обещание: «Господи! половину имения моего отдам я нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк, 19;8). Этот и другой отрывки из Евангелия, не просто показывают нам милость Божию к человеку, но и говорят о том, что мы сами должны сделать, чтобы Таинство принесло свои плоды.

В соборовании прощаются грехи забытые, неосознанные, но надо понимать, что соборование действительно приносит плоды, если человек хочет изменить свою жизнь. То есть, если человек что-то вспомнил после Cоборования, какие-то свои проступки перед Богом, перед людьми, он должен не просто это поисповедать, он должен с этим расстаться: если это страсть какая-то – начать ней бороться, если это было ущемление кого-то, обида – постараться как-то компенсировать, воздать, может кому-то уже другому. Человек должен восстановить с помощью Божией в этом Таинстве то, что было порушено.

Поэтому не случайно подготовительной ступенью к Таинству Соборования является таинство Исповеди, когда человек исповедует грехи осознанные, потом молится о прощении того, что забыто и не осознается, потом, уже очищенный и обновленный, приступает к Святой Чаше. Отец Павел Флоренский как-то справедливо заметил, что любое таинство имеет ряд ступеней, которые к нему возводят, поэтому сложно рассматривать одно Таинство само по себе. Мы его должны рассматривать в совокупности всех чинопоследований, совершающихся в Церкви, и во взаимосвязи с другими Таинствами. Елей мы освящаем, например, на любом праздничном всенощном бдении на литии, на каждом всенощном бдении и полиелейной службе мы помазываем людей маслом – это помазывание тоже подает исцеление, особенно если человек действительно с покаянием подходит. Это можно сказать, преддверие Таинства Соборования, не само Таинство, но ступенька к нему.

Елей мы используем и при Крещении человека. В соборовании вспоминается об этом: мы просим, чтобы Господь нас обновил так же, как и при Крещении. Если Таинство Покаяния мы называем вторым Крещением, то и Соборование имеет к этому некое отношение, в том смысле, что оно убеляет те «ризы белые», которые человек получает при Крещении. После Крещения часто, к сожалению, своими грехами человек эти ризы марает, а Соборование позволяет заживить раны, которые человек сам себе наносит.

Во время Соборования совершается семикратное помазывание елеем. Что именно помазывается и для чего?

Помазывается чело (лоб), перси (грудь), руки с обеих сторон, потому что в древности помазывали и ноги (число помазываний должно сохраняться семикратным), помазываются ноздри, щеки, уста и уши. Есть практика уши помазывать в седьмой раз. То есть освящаются основные жизненно важные части тела человека. Учитывая, что мы как православные христиане верим в воскресение человека в теле, поэтому любое Таинство, и Соборование в том числе, имеет и духовную составляющую, и физическую. Поэтому мы совершаем и помазывание, и возлагаем Евангелие на голову, которое символизирует руку Самого Христа, и даем целовать крест. То есть все эти внешние действия освящают наше тело физически и заставляют человека просветиться духовно.

Как часто православному христианину надо прибегать к таинству соборования?

Таинство Соборования – это Таинство, в первую очередь, для болящих. В настоящее время здоровых людей практически нет, ввиду тяжелой физической нагрузки, экологической обстановки, духовных каких-то последствий. И поэтому неплохо собороваться хотя бы раз в год. Обычно это бывает во время Великого или Рождественского постов.

Есть такое традиционное понимание, что во время болезни собороваться положено один раз, чтобы не проявлять маловерия. Один раз мы просим, а дальше полагаемся на волю Божию. Если человек болен, то мы совершаем Соборование, а дальше ждем, что Господь услышит нашу молитву. Если нам кажется, что Господь «не слышит», мы должны понимать, что Господь знает наши нужды, но эта болезнь нам нужна для чего-то. Поэтому может исцеления, конечно, и не быть, хотя отсутствие исцеления физического еще не означает отсутствие исцеления духовного, Духовное исцеление обязательно происходит. В первую очередь, на него и надо смотреть: есть оно или нет.

Есть простой, но очень яркий образ связи физического и духовного исцеления. Человек поранился и у него кровь на одежде. Он может одежду постирать – все равно эта рана будет кровоточить, все равно это кровавое пятно будет выступать. Поэтому и важно исцеление духовное. Если мы физически исцелились, а духовно нет, то это все равно, что постирать рубашку, а рану, которая под ней скрывается, не залечить.

С какого возраста можно приступать к таинству соборования?

Формально, если дети начинают исповедоваться с семи лет, то логично и Соборование совершать тоже с семи лет, поскольку мы молимся все-таки о прощении грехов, но, с другой стороны, и ребенок грешить начинает не в день рождения, когда ему семь лет исполняется. Это процесс очень сложный, и даже у совсем маленького младенца могут быть какие-то страсти: непослушание, гнев какой-то, поэтому в каком-то смысле можно соборовать ребенка и раньше. Тут все зависит от нашей веры, поскольку дается прощение грехов и исцеление по вере, поэтому все зависит от веры родителей.

Некоторые опытные духовники допускают соборование детей вместе с родителями, учитывая то обстоятельство, что дети могут болеть по грехам родителей. Покаянные молитвы рассчитаны на взрослых, они относятся к родителям, но об исцелении мы молимся всей семьей. В действительности есть разные практики: в некоторых храмах до семи лет не соборуют, в некоторых соборуют. Вопрос о соборовании маленького ребенка лучше решать с духовником.

Если человек решил приступить к таинству соборования, что конкретно нужно ему сделать?

К Соборованию мы готовимся, конечно, в первую очередь, молитвенно. Это, безусловно, нужно. Неплохо было бы поисповедоваться перед Соборованием, то есть должно совершиться Таинство Покаяния. Но допускается, в некоторых случаях, конечно, исповедь и после соборования, также как и некоторые люди и причащаются до Соборования, если у них так обстоятельства складываются. А после мы уже молимся об исцелении, и оно, конечно, подается: Господь принимает и в таком виде нашу молитву. Поститься специально перед Соборованием не нужно. Можно собороваться и предварительно покушав. Особенно если человек больной, то для поддержания сил это ему просто необходимо. Соборование – Таинство длинное по чинопоследованию. Некоторым людям уместно и сидеть во время Соборования.

Очень важный момент подготовки: познакомится по возможности с самим чином Соборования, обратить внимание на те молитвы, которые читаются во время Таинства в храме. Приступающему к Таинству желательно знать, какие тексты из Евангелия читаются, потому что в большом переполненном храме порой не все бывает слышно. Конечно, человек может стоять во время Соборования и молитву Иисусову читать, и повторять припев, который мы при помазывании поем: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый! Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый! Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый!», но знание чинопоследования очень полезно для души самого человека, молящего об исцелении.

Я помню, совсем недавно был случай, соборовал одну семью дома, а до этого они соборовались в храмах, в предыдущие годы. И они сказали: «Какое же это красиво Таинство! Сколько всего мы услышали, увидели даже». Поэтому, если есть возможность открыть требник, обратиться к православному интернету, допустим, – посмотреть чинопоследование, это было бы очень хорошо.

В Соборовании важно молиться не только за себя, но и за тех, кто рядом стоит. Соборование – это общая, соборная молитва. Если человек много чего в самом чинопоследовании и не понимает, но искренно принимает Таинство, Господь, конечно, все подает. Иногда, со временем, приходит даже разумение того, что читается.

После соборования, также как и после любого Таинства, следует находиться в благоговении. Можно посвятить время молитве, если отдыху, то отдыху с пользой: чтобы почитать что-то душеполезное, посетить кого-то, нуждающегося в помощи и поддержке. Не советуют сразу умываться, чтобы не смыть освященное масло, его просто растирают, чтобы оно впиталось, вошло в наш организм, стало его составной частью. С утра уже можно, конечно, умыться. Важно, чтобы люди, которые приступают к Соборованию, и физически тоже готовились: были чисты, опрятно одеты, чтобы у них был расстегнут воротничок, чтобы была возможность засучить рукава. Нужно стараться, чтобы елей не попал на одежду – из благоговения.

В те моменты Таинства, когда читается Евангелие, соборующиеся стоят с зажженными свечами. Свечи, оставшиеся после Соборования, можно поставить в храме о здравии себя и тех близких, кто рядом стоял, можно зажигать их дома.

Салфетки, которыми люди вытирались, сжигаются из чувства благоговения (оставляются в церкви), поэтому и нежелательно, чтобы масло растекалось по одежде: ее придется стирать, выливать воду в канализацию. Чтобы этого не было, лучше одежду соответствующую одевать.

В соборовании также участвует зерно, как символ возрождения, воскресения, надежды. Во время совершения Таинства зернышки лежат на блюдечке, в них свечи поставлены, как напоминание о том, что мы должны возродиться духовно.

После совершения Таинства зерно и елей раздаются соборовавшимся. Зерно добавляют в пищу. По уставу положено использовать в Соборовании пшеницу, но не у всех сейчас есть пшеница. Раньше, когда люди земледелием занимались, – это был самый обычный злак. Если в Таинстве используется пшеница, то потом ее можно даже прорастить, и выросший злак тоже употреблять в пищу.

Маслом, (елеем), которое дается после совершения Таинства, можно помазываться, можно в пищу употреблять или помазывать те места, которые недоступны для помазывания в храме.

Как можно объяснить тот факт, что уже довольно долгое время Таинство Соборования связывается со смертью человека? С какого времени распространилось такое воззрение и почему?

Такое воззрение пришло к нам с Запада. В католичестве таинство соборования рассматривается как напутственное таинство. По всей видимости, когда Западное влияние было сильно, то такой предрассудок частично оказал влияние и на Православие. Наибольшего развития такое восприятие достигло, конечно, во время гонений. Человек не мог храм прийти пособороваться, и единственное, что допускалось, в виде исключения, – это приход священника в дом в момент ухода человека в вечность. Поэтому у многих сложилось такое представление о Соборовании как о предсмертном Таинстве. Мы в пастырской практике, когда человек находится на смертном одре, иногда предлагаем собороваться всей семье. Молитва крепче становится, сильнее. Все получают облегчение: не только тот, кто страждет, но и те, кто рядом молится. Так часто случалось.

Бывает, что в Таинстве Соборования человек впервые сталкивается со священником, с благодатью, и потом уже приходит в храм и на исповедь, и причащается, и начинает жить церковной жизнью.

Есть еще такой момент, связанный с историей миссионерства. Когда миссионер приходил куда-то, в какой-то дальний край, к зырянам или к эвенкам или к чукчам, то, в первую очередь, он ДЕЛАМИ проповедовал Христа: изучал язык этих людей, оказывал им медицинскую помощь, учил их готовить пищу, иногда давал им письменность, ремесла, – вещи, напрямую совершенно не связанные с религией. То есть он лечил сначала их тело, помогал им. Прежде чем проповедовать Христа, мы должны человека утешить. И Сам Христос ведь многих людей сначала исцелял, а потом уже они шли за ним, то есть обращение происходило в момент исцеления человека, поэтому, конечно, мало кто, я думаю, из священников дерзнет отталкивать человека, который может быть никогда не ходил в храм, но изъявил желание пособороваться. Больше-то мы молимся о физическом исцелении. Часто человек именно по этому поводу нас зовет на дом, но молимся мы и о его душе, и вот через это он приходит к Богу, в Церковь.

Подготовлено на основе ответов на вопросы священником Олегом Мумриковым.

Все вопросы

Задать вопрос

Представьтесь
Ваш e-mail
Ваш вопрос
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».
Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...