Приходской листок №5 Великий пост (продолжение)

2 апреля 2014

В пятую неделю Великого поста Церковь прославляет святую Марию Египетскую. По Церковному Преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Её образ служит символом и примером истинного и преображающего всё существо покаяния.

В среду на пятой седмице совершается Всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского (полностью) и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности оно называется «Андреевским стоянием», или «стоянием Марии Египетской».

В субботу этой же седмицы совершается пение торжественного акафиста (с греч – «неседальный» - одна из форм церковного гимна, во время чтения которого не дозволяется сидеть) Божией Матери (первый из акафистов, составленный в VII веке) «Похвала Пресвятой Богородицы». Эта удивительно-красивая служба, совершаемая раз в году, составлена в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» читается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь всем христианам в борьбе с врагами невидимыми. 

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с «ветвями» всевозможных добродетелей.

В субботу на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря – она так и называется: «Лазаревой». Лазарева суббота является Пасхальным торжеством. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. Шестая неделя называется Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной неделей(Вербное воскресенье), и посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он добровольно шел для страданий и Крестной смерти.

В этот двунадесятый праздник все верующие в подражание той далёкой торжественной встречи Господа стоят в храме с зажженными свечами и «знамением победы» - веточками вербы, единственной распустившейся в наших широтах к этому времени.

На Всенощной после прочтения Евангелия не поётся «Воскресение Христово…», а читается 50-й псалом и освящается – молитвой и окроплением святой водой – верба, которую хранят

дома, как святыню.

Седьмая седмица СТРАСТНАЯ – последняя неделя поста перед Пасхой посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Это самое святое время Церковного года, который, можно сказать, является как бы подготовительным к седмице Страстей Христовых и Пасхи.

По величию и важности вспоминаемых евангельских событий каждый день этой седмицы называется Святым и Великим, и в каждый из них совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.

В это время Церковь призывает нас оставить всё суетное и мирское и непременно посетить храм, сопереживая трагическим событиям последних дней земной жизни Спасителя.

Первые три дня этой седмицы – Великие понедельник, вторник и среду – посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. Аналогично тому, что Иисус Христос все эти дни проводил в храме, беседуя и поучая народ, богослужения этих дней отличаются особой продолжительностью. Святая Церковь как бы ведёт всех присутствующих в храмах за Божественным Учителем с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас именно теми словами, с которыми обращался Он Сам к Своим слушателям в эти дни.

На вечерней службе в Великую среду, собственно, оканчивается великопостное богослужение: в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой (в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до самого праздника Святой Троицы) – наступают дни иного плача, пронизывающего отныне всё богослужение, плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.

ВАЖНО! В каждый из этих трёх дней на всех службах

читается Евангелие (полагается прочитать

все четыре евангельских текста).

 В Великий четверг вспоминаются:

  • омовение Христом ног ученикам;
  • Тайная вечеря;
  • молитва Господа в Гефсиманском саду;
  • предание Его Иудой.

 

В этот день вместо «Херувимской песни» на Литургии поётся потрясающей красоты и проникновенности песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь…».

На современном русском языке оно звучит так:

«Сын Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной вечери, потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда, но, как разбойник исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Так же в этот день за Литургией происходит освещение Патриархом мира, употребляемого для совершения таинства миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.

Вечер этого богослужебного дня относится уже к Великой пятнице (к пятничной утренней службе), и в храмах совершается Последование святых и великих страстей Господа нашего Иисуса Христа, или служба Двенадцати Евангелий.

В двенадцати отрывках из Евангелия, читаемых священниками, раскрывается история страданий Христовых – начиная с его последней беседы с учениками на Тайной вечери и заканчивая Его погребением и приставлением стражи ко Гробу Господню.

Во время этой службы все молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: «Слава Страстием Твоим, Господи», «Слава долготерпению Твоему, Господи». По благочестивому обычаю после чтения последнего Евангелия свечи не угашают, стараясь донести их до дома, чтобы запечатлеть их огнём на косяках дверей священный знак Креста и возжечь, приготовленную заранее, лампаду.

В Великую пятницу мы переживаем:

  • крестные страдания (страсти) Спасителя;
  • Его смерть на кресте;
  • Его погребение.

В этот самый скорбный день в году Литургии не бывает, потому что Сам Господь принес Себя в жертву, читаются только Царские часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в час смерти Спасителя на кресте – в воспоминание снятия с креста Его тела и погребения во гробе. При пении тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое…», священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят её из алтаря на середину храма. Плащаницу полагают на особо приготовленном столе (гробнице).

После чего священнослужители и все молящиеся поклоняются Плащанице, которая будет находиться посреди храма в течение трёх (неполных) дней, символизируя, таким образом, трёхдневное нахождение Спасителя во гробе.

В Великую субботу богослужения посвящены воспоминанию нахождения Иисуса Христа во гробе, сошествия Его в ад и преславного Его воскресения.

На Утрени, после Великого славословия, при пении «Святый Боже…» начинается чинпогребения Плащаницы. Плащаница выносится священнослужителями из храма и при участии молящихся обносится вокруг него в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и Его победы над адом и смертью.

После внесения Плащаницы в храм она под пение «Благообразный Иосиф…» подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз (отворил) нам двери рая.

Когда Плащаница водворяется на место посередине храма, начинается чтение паремии (с греческого – притчи - богослужебные чтения из Священного Писания, имеющие отношение к празднику) из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол (книга Деяний Апостольских), научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелия, повествующего о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать.

Божественная Литургия в Великую субботу бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечерней.

После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение пятнадцати паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова.

На клиросе начинают протяжно петь «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время священнослужители переоблачаются в белые одежды – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Христа.

Точно так же преображается всё убранство храма, даже прихожанки меняют тёмные платки на белые.

Дьякон в светлом облачении выходит на середину храма и перед Плащаницей, читая Евангелие, возвещает всем о Воскресении Христовом.

Затем, Литургия продолжается обычным порядком, лишь вместо «Херувимской» поётся дивная песнь: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом…».

ВАЖНО! По окончании Литургии до начала Полунощницы

освящают куличи, творожные пасхи и крашенные яйца.

В двенадцатом часу ночи совершается Пасхальная Полунощница, на которой поётся канон Великой субботы. В конце этой службы священнослужители молча переносят Плащаницу в алтарь через Царские врата и кладут её на Престол, где она остаётся до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Все благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начнётся светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа

 

КАК СЛЕДУЕТ ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ

Для достойной встречи Светлого Христова Воскресения следует присутствовать на службах в храме, начиная с вечера среды, совершенно отказавшись от застолий, хождения по гостям, просмотра кинофильмов, телепередач и т.п.

В Великий четверг в память о Тайной вечери, когда впервые было установлено Таинство Евхаристии, полагается исповедаться и причаститься.

 ВАЖНО! Для этого следует обязательно присутствовать

На вечерней службе Великой среды.

 В Великую пятницу хорошо бы быть на вечерней службе, чтобы причаститься в Великую субботу.

Обязательно присутствовать при богослужениях Великой субботы – на выносе Плащаницы (14 часов), службах Великой субботы и Пасхальной.

 ВАЖНО! В первые три дня Страстной седмицы положено «сухоядение» и посильное воздержание в пище: хлеб, овощи, фрукты, компоты (пища неварёная).

 В Великий четверг разрешено вино и варёная пища

с маслом (для причастившихся).

 В Великую пятницу до выноса Плащаницы не

полагается принимать никакой пищи и

питья – ибо это самый великий постный

день в память Страстей Господних.

 В Великую субботу разрешается принимать в пищу

овощи и фрукты с хлебом и вином.

 

 

Христа под стражею суровой

Во двор правителя свели,

Сплели венец ему терновый

И в багряницу облекли.

И стал глумиться род злодейский

Над Тем, Кто жизнь дарует нам,

Крича: «Ты царь наш иудейский!»,

И дланью били по щекам.

Смиренный, тихий и покорный,

Им не ответствовал Христос.

В чело впились глубоко терны,

И кровь лилась с кристаллом слез!

Уж звёзды в небе синем тонут,

Уж виден гор далёких ряд…

И был, в душе, глубоко тронут

Страданьем Господа Пилат.

Христа он вывел к иудеям

И, указав народу, рек:

«Вины за Ним мы не имеем,

Я говорю: «Се – человек!»

Но по желанью фарисеев

(Пришли к Пилату и они)

Раздались возгласы злодеев:

«Распни, распни Его, распни!»

И. Ильин

РАСПЯТИЕ

Грозя, спускается гроза,

Щекой синея.

Летит огромная слеза –

Толпа немеет.

Крест, кровью Бога обагрён,

Парит над миром…

Христос, вобравший грех времён,

Прибит секирой.

«Зачем надолго так, Отец,

Меня покинул?»

«Я на кресте с Тобой, Агнец»,-

Ответ был Сыну.

Е. Худякова

 

БЕСЕДА С ОТЦОМ АЛЕКСИЕМ

Вопрос: Совсем скоро наступит Страстная седмица, и каждый христианин, сам для себя, определит меру и строгость поста, что бы достойно встретить Светлое Христово Воскресение, а как Вы проводите эти дни?

Ответ: Первые несколько дней, пока нет служб, я провожу в храме. Храм готовится к Пасхе, значит субботник за субботником (уборка, мытьё, приведение в порядок утвари и т.д.). Некоторые вещи самому приходится чистить, так как мирянам дотрагиваться до них непозволительно. Да и потом, когда люди трудятся, хотелось бы быть с ними рядом, если конечно есть возможность и позволяет время. Хотя, надо с горечью сказать, что многие христиане православные вспоминают про причастие и про соборование, раз в году на Страстной седмице. Тогда приходится выбирать между уборкой храма и требами, выбираешь требы. А со среды начинаются службы в храме, которые заканчиваются Пасхальной радостью.

Вопрос: А пост и молитва?

Ответ: У меня строго поститься получается на первой неделе поста, т.е. в какие-то дни не вкушать пищу. На Страстной седмице само количество богослужений определяет, что ни будь съесть между службами и вечером перекусить.

Что касается молитвы, то здесь самая моя большая немощь - грех мой; здесь у меня ни прибавления, ни убавления не происходит. Единственное, Великим постом, я стараюсь побольше читать Священное писание и это хорошая пища для души в это время. Тем более, что постом во время богослужения читается очень много текстов Ветхого завета, а это большое подспорье, так как ты понимаешь откуда и о чём этот текст.

Подойдя постом к Страстной седмице, внутреннее состояние меняется. Если постом мы боремся, постимся, то Страстная седмица — это уже не пост, пост — это сорок дней. Страстной седмица — это седмица, когда мы должны стоять, стоять и идти рядом со Христом.

Сам порядок богослужений призывает нас проживать и сопереживать каждый день вместе со Христом. Вот понедельник, это не просто понедельник, а тот самый понедельник когда Господь шёл с учениками и увидел смоковницу. Затем, вторник, среда, четверг - мы рядом со Христом, рядом с учениками, мы слышим его слова, обращенные к ученикам, мы переживаем те события, которые там происходят, мы молимся, мы свидетели того, как происходит наше спасение, как Господь идёт и знает, что идет умирать и, как человек, Он не хочет этого, но знает, что должен, Им движет любовь к роду человеческому. Мы с Господом причащаемся на Тайной вечере, идём с Ним в Гефсиманский сад, видим, как Он молится, и как Иуда предаёт Его. Читая Евангелие, мы ужасаемся, потому что видим себя то учениками маловерными, то иудами готовыми променять Божественное на плотское. Мы вместе со Христом, когда Его ведут на суд, издеваются и бичуют, когда ведут на Голгофу и погребают; мы переживаем эти дни, поэтому и меняется наше состояние. Всякий, кто приходит в эти дни в храм, даже не зная Евангельской истории, ощущает особенность и значимость этих дней. Других таких дней в году не бывает. Ну, а в Великую субботу в душе верующего человека наступает тишина, тишина перед Пасхой, и ни какая предпасхальная суета в храме с покупками свечей, освящением куличей и пасок не способна её нарушить. Ну, а потом ПАСХА КРАСНАЯ!

 

Вопрос: Можно ли крестить ребёнка на Страстной неделе?

Ответ: Ну, это просто физически не получится, потому что количество служб и занятость священников в эти дни такова, что крестины отменяются, их переносят или на «до» или «после» поста. Родители, которые приносят крестить детей постом спрашивают: «А неужели постом крестят?» Да, крестят, но столов не собирают. Отметить такое событие здорово, но грехом праздники не отмечают. Так же, как во время Великого поста, людям, приходящим отпевать своих близких, а затем отправляющихся на поминальную трапезу, приходится напоминать, что смерть ближнего не отменяет пост, наоборот, нужно усугубить пост и молитву за ближнего своего. Как грехом поминать усопших, да никак. А нарушение поста – это грех для христианина! Если человек не ощущает себя христианином, зачем тогда отпевать, подавать записки, заказывать сорокоусты? Мы хотим, чтобы делалось всё без нас и за нас, а мы только числились, ели и пили. Для чего, чтобы помянуть усопшего? Чем? Блинчиками и медком...?

По поводу крещения хотелось бы напомнить, что в древней Церкви крещение над взрослыми людьми совершалось крайне редко: перед праздниками Рождества, Крещения, Пасхи и Пятидесятницы. Люди, которые желали принять крещение долго и серьёзно готовились к этому важному в их жизни событию и предшествовал этому событию пост - пост оглашенных - так называли людей, готовящихся к таинству крещения, поэтому говорить о том, что нельзя крестить в Страстную седмицу неправильно. Великая суббота - это именно тот день, когда совершалось крещение оглашенных перед Пасхой. Они умирали со Христом во время крещения, как и мы умираем рядом со Христом на Страстной седмице и рождались для жизни вечной, как и мы со Христом на Пасху!

 

ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

О чуде Воскресения Иисуса Христа из мертвых свидетельствует Благодатный огонь, который из года в год, начиная с глубокой древности, нисходит (появляется) в Иерусалимском храме Гроба Господня накануне православной Пасхи (только!) – в Великую субботу – на глазах многочисленных паломников различных конфессий из всех уголков мира.

К одиннадцати часам дня Великой субботы полностью отключается освещение храма. В Кувуклии, на Гробе Господнем (пещера, где был погребён Иисус Христос после снятия с креста), устанавливают большую лампаду, наполненную маслом, в которой и должен разгореться Благодатный огонь, и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя; каменное ложе обкладывают кусочками ваты. После проверки Кувуклии на наличие источников огня , её опечатывают большой восковой печатью, на которой, как это заведено издревле, свои личные печати ставят представители турецкой стражи и израильской полиции.

Тем временем, храм Гроба Господня, по рассказам очевидцев, сначала изредка, а затем всё интенсивнее озаряется удивительными голубоватыми световыми всполохами…

Около часа дня начинается литания ( с греч – молитвенная процессия) Благодатного огня – крестный ход от алтаря через весь храм с троекратным обходом Кувуклии.

Перед входом в пещеру Гроба Господня патриарх Иерусалимский останавливается и его начинают разоблачать. Снимают праздничные ризы, оставляя один длинный белый хитон. Затем он заходит в Кувуклию, где коленопреклоненно молит Бога о ниспослании Святого огня…

С этого момента интенсивность и частота всполохов нарастают и скоро они буквально ливнем пронизывают всё пространство храма, особенно Кувуклию.

Все находящиеся в храме (по самым скромным подсчётам это 30 тысяч человек!) погружаются в молитву…

Напряжение всё растёт, ибо считается, что год, когда Божественный огонь не сойдёт на землю, станет последним в мировой истории…

И вот оно – Чудо схождения Благодатного огня! На мраморной плите Гроба Господня появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Иерусалимский патриарх прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим огнём он зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм к ликующему народу.

В течение первых минут огонь проявляет необъяснимые свойства: он не обжигает – получившие его паломники омывают им лица, проводят по нему руками… Минут через десять прежде «прохладный» Благодатный огонь приобретает свои обычные свойства.

«Выйдя» за пределы храма Гроба Господня, Благодатный огонь разносится верующими по всей земле, в самые отдалённые уголки планеты, где христиане зажигают от него свою свечу и возносят Господу благодарственную молитву.

Божественная благодать в виде огня сходит только перед Пасхой православной и только при православных иерархах.

До сих пор одна из колонн храма хранит свидетельство о чудесном событии, произошедшем в 1579 году, во времена султана Мурада Правдивого, которое со всей определенностью можно рассматривать не иначе как явное Божие указание на истинную веру.

Горя желанием получить Священный огонь, армяне-монофизиты подкупили турок, владевших тогда Иерусалимом, и в Великую субботу заняли храм, оттеснив оттуда православных христиан. Последние во главе со своим патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми Святыми вратами, в великой надежде принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков.

Шли томительные минуты, часы…Священный огонь все не сходил… Вдруг раздался громовой удар. В тот же миг одна из мраморных колонн у ворот храма треснула, и из этой трещины в буквальном смысле брызнул долгожданный Благодатный огонь.

Патриарх Софроний зажег от него свои свечи, а от него уже получили Священный огонь и все стоящие у храма. Армяне были посрамлены…

Согласно древней традиции Благодатный огонь поддерживается в Кувуклии целый год и гасится только накануне Велико-субботнего дня.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников (священнослужителей и мирян) по благословению Святейшего Патриарха Алексия II пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалим через Константинополь и все славянские страны до Москвы.

С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

И наш храм, вот уже два года подряд, в праздничную пасхальную ночь озаряется светом Священного огня. Давайте же молиться, чтобы и в этом году Благодатный огонь сумел до нас «добраться»!

 

 

ВАЖНО! Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской листок»! Принесите

его обратно в храм или дайте почитать родственникам, друзьям,

соседям.

Спаси Вас Господи!

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...