Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
4 марта 2014
«Святые апостолы заблагорассудили…
отделить десятую часть жизни нашей и посвятить её Богу,
дабы мы благословенны были в делах наших и очищали грехи свои,
соделанные в течение каждого года».
Ефрем Сирин
Слово преподобного Феодосия, игумена Киево-печерского (1074),
братии перед началом поста
40 дней поста Бог дал нам на очищение души – это десятина, уделяемая Богу из года. Дней в году 365, из них мы приносим Богу десятину, совершая сорокадневный пост, в который душа, очистившись, светло празднует Воскресенье Христово, веселясь о Господе, ибо пост очищает ум человека.
Пост установлен от начала: ещё Адаму заповедано было не вкушать от одного древа. Моисей, постившись сорок дней, сподобился принять Закон на горе Синайской и видел славу Божию. Постившиеся ниневитяне избавились гнева Божия. Даниил, постившись, удостоился великого видения. Илия, постившись, взят был, как был, на Небо. Три отрока, постившись, угасили силу огненную. Постился и Господь сорок дней, показав нам продолжение постного времени.
Потом апостолы искоренили бесовское учение. Поcтом прославились Отцы наши, как светила в мире, сияющие и по смерти, показав великие труды и воздержание, именно: Антоний Великий, Ефимий, Савва и прочие отцы, которым и мы поревнуем, братие.
ДВЕ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Он включает в себя:
Святую Четыредесятницу – в память сорокадневного поста Иисуса Христа, Который после Своего крещения удалился в пустыню и там постился в течении этого времени перед тем, как идти проповедовать.
Четыредесятница длится шесть седмиц (начиная с понедельника первой седмицы и заканчивая пятницей шестой), что в сумме составляет сорок дней (отсюда и её название).
Оканчивающие шестую седмицу Лазарева суббота и Вербное воскресенье не учитываются – в эти два дня пост, по равнению с другими днями, существенно ослабляется: разрешается приём растительного масла, вина, рыбы (икры).
Страстную седмицу, посвященную воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям (страстям) на Кресте, смерти и погребению.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Каждая седмица Великого поста – этап пути к Пасхе. Чтобы помочь верующим пройти этот длинный и нелёгкий путь и укрепить их веру, Церковь каждую седмицу вспоминает определённые события и святых.
ВАЖНО! Первая и последняя седмицы Великого поста отличаются особой строгостью.
ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА
Великий, или Покаянный,
канон преподобного Андрея Критского
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на вечерней службе читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Проникнутый глубоким чувством покаяния, этот канон необыкновенно соответствует духу поста – это как бы беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, начать жить чисто и свято: «Душа моя, душа моя, встань, что спишь? Приближается кончина, и ты смутишься; воспрянь же ото сна, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все Собой наполняющий».
В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Господня. Святой Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий Священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению человека.
Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название «великого» произведения, этот канон является великим и по своему объёму (250 тропарей вместо обычных 30). Позднее к тропарям Андрея Критского были прибавлены тропари, обращенные к святой Марии Египетской, которая своим величайшим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.
ВАЖНО! С понедельника по четверг канон читается по частям.
Полностью – в среду вечером на пятой седмице Великого поста.
Первая неделя(воскресенье) Великого поста называется неделей Торжества Православия, установленного в Византии при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон и окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью.
В этот день, после Литургии, в храме совершается особый чин – чин Торжества Православия: священнослужители перед иконами Спасителя и Божией Матери молятся об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем диакон читает «Символ веры» и произносит анафему всем, кто осмеливается искажать истины православной веры и славословит её защитников.
*********
Вторая седмица Великого поста называется седмицей Светотворных постов. Церковь вспоминает архиепископа Фессалонитского Григория Паламу, жившего в XIV веке, при жизни удостоенного Божественных Откровений и дара исцеления. Он оставил церковное учение о несотворенном божественном свете (Фаворский свет), который свидетельствует о присутствии Бога в мире и созерцания которого (света) можно достичь глубокой, безмолвной молитвой.
*********
Третья неделя называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя.
За Всенощной службой (накануне в субботу), после Великого славословия, из алтаря для всеобщего поклонения выносится Святой Крест, чтобы, приложившись к нему, все постящиеся ощутили Божественную поддержку в их нелёгком духовном подвиге.
*********
Святой Крест остаётся для поклонения в течении всей седмицы до пятницы, когда его после Часов перед Литургией уносят в алтарь. Поэтому и 4-я седмица Великого поста называется Крестопоклонной или Средокрестной, поскольку в её среду Великий пост достигает своей середины.
Раз в четыре года на этой седмице в мироваренной палате в течение трёх дней при непрерывном чтении Евангелия Патриарх Московский и всея Руси готовит святое миро, в состав которого входят масла, благовонные травы, вино и ароматические вещества.
*********
В богослужении четвёртой недели Церковь вспоминает высокий пример постнической жизни подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника – автора книги «Лествица», в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням.
Игумен монастыря Святой Екатерины на Синае, преподобный Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который призывает всех стремиться к высотам духовным.
ВАЖНО! Продолжение о неделях Великого поста читайте в следующем номере.
ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО
БОГОСЛУЖЕНИЯ
Во время Великого поста и, особенно, Страстной седмицы структура утренних богослужений заметно меняется, поэтому очень важно побывать в это время в храме.
Общей особенностью великопостных богослужений является значительное увеличение продолжительности службы с уменьшением её торжественности: песнопений становится меньше, но увеличивается количество прочитываемых псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию.
Облачения священнослужителей тоже тёмные – черные, тёмно-лиловые и тёмно-фиолетовые.
Литургия – это радостное богослужение – совершается только два раза на неделе: по субботам и воскресеньям.
В среду и пятницу верующие могут причащаться за особой Вечерней – Литургией Преждеосвещенных Даров.
На каждой службе с земными поклонами звучит покаянная молитва Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети
моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь».
ЛИТУРГИЯ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, во время которого верующим для благоговейного поклонения и причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде на Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.
Совершение полной Литургии, в состав которой входит освящение Даров, в древности сопровождалось общей трапезой, называемой «вечерею любви», и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, как при торжестве Пасхи.
Такое празднество Церковь признала не соответствующим дням покаяния и строго поста Святой Четыредесятницы и поэтому постановила правилом (49-м Лаодикийского Собора) не совершать полной Литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого поста.
Но, с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею, постановила предлагать им в дни Великого поста Дары Преждеосвященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами.
В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров.
Собрал и письменно изложил чин Литургии Преждеосвященных Даров римский епископ Григорий Двоеслов (умер в 604 году), отчего она и стала известна с его именем.
Эта Литургия в течение всего Великого поста служится по средам и пятницам (и ещё некоторым особым праздникам). На ней принято причащаться лишь по болезни или по какой-то другой особой причине.
ВАЖНО! Младенцев за Литургией Преждеосвященных Даровне причащают.
По традиции все верующие приступают к Святым Христовым Тайнам (Дарам) в конце первой великопостной седмицы – в субботу или воскресенье.
Собрал и письменно изложил чин Литургии Преждеосвященных Даров римский епископ Григорий Двоеслов (умер в 604 году), отчего она и стала известна с его именем.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
Стихотворное изложение А.С. Пушкиным молитвы Ефрема Сирина:
«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
*****
КРЕСТ
О вечный знак небесной силы –
Рукотворенный Крест Святой,
Ты – украшение могилы,
Утеха в горести земной.
С безумной злобой презирали
Тебя всегда враги Христа…
А я не в силах без печали
Припасть к подножию Креста.
Тебя, как щит и огражденье,
Я на груди ношу своей…
Ты – всех страстей успокоенье,
Ты – радость страждущих людей.
О знак любви и всепрощенья!
Я песнь хвалы тебе пою…
Ты – дивный образ искупленья,
С тобой я кончу жизнь свою.
Податель мира, утешенья!
Когда засну могильным сном,
Ты дай мне с верой в воскресенье
Лежать спокойно под крестом.
Неизвестный автор
ВАМ, ХОЗЯЮШКИ!
Не сомневаемся, что вы, наши замечательные хозяюшки, знаете много рецептов, подходящих для проведения великопостных седмиц. И всё же, позвольте предложить вам несколько рецептов, вдруг понравятся?
1. Суп картофельный по-грузински
1 кг картофеля, 250-300г репчатого лука, 5 зубчиков чеснока, стручковый перец, соль, зелень по вкусу.
Репчатый лук тонко нашинковать, положить в кастрюлю, добавить толченый чеснок, влить 1 стакан горячей воды и варить при слабом кипении. Положить нарезанный крупными кубиками картофель, соль, толченый стручковый перец и варить до готовности картофеля.
При подаче посыпать суп мелко нарезанной зеленью (или добавить сухую в процессе варки).
2. Пирог «Луковник»
Для теста: 800г муки, 30г дрожжей, 2 стакана воды.
Для начинки: 8 головок репчатого лука, 3 / 4 стакана растит. масла, щепотка соли.
Из муки, воды, дрожжей и соли замесить дрожжевое тесто, дать ему подойти. Раскатать самые тонкие лепёшки, переслоить мелко изрубленным и обжаренным в растительном масле репчатым луком, запечь в духовке.
Обычаи Руси...
22 марта - день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся а в народном календаре этот день называется Сороки, и известен как встреча наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелётные птицы. Сорок утренников- считали сорок утренних морозов (до св.Зосимы-пчельника). На Сороки принято готовить печенье в виде жаворонков, так как считалось, что именно в этот день прилетают эти милые пташки.
«Жаворонки»
2 кг муки, 50г дрожжей, 250г растительного масла,
1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Замесить упругое тесто, из которого скатать валик, нарезать на порционные куски (примерно по 100г), раскатать их в жгуты. Каждый жгут связать узлом, один край защипнуть, чтобы получился клюв, и воткнуть в него две изюминки – глазки будущего жаворонка. Другой край примять и надрезать, будто это расправленный хвост. Смазать жаворонков настоем сладкого крепкого чая и поставить для выпекания в духовку.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...