Приходской листок №32

24 ноября 2016

 

БОГОРОДИЧНЫЙ

Икона Божьей Матери «ДЕРЖАВНАЯ»
Почитание Пресвятой Богородицы на Руси

По учению православной церкви, почитание Христа неотделимо от почитания Богородицы. Эта связь, как символическая связь божественного и земного, продолжалась и после земной жизни Богородицы: она стала небесной заступницей грешного человечества. И именно как неутомимую помощницу, всепрощающую мать и просительницу перед Богом воспринимали ее на Руси.

Во все века русской истории к ней обращались и при личных скорбях, и при трагических событиях, решавших судьбу народа. Упование на нее и одновременно умиленная любовь и сострадание ее мукам объединяли всех православных огромной страны, все культурно и даже духовно разнородные слои русского народа. Оскорбление Богородицы расценивалось как величайший грех.

Почитание Богородицы включало празднование особых дней, посвященных событиям ее земной жизни, и почитание икон ее зримых образов. Среди богородичных праздников особое место занимает праздник Успения Божьей Матери, поскольку в нем выражен главный смысл учения Христа - воскрешение земных людей к загробной жизни. Традиция построения Успенских храмов начинается с Киевской Руси. Успенскими были древнейшие Почаевская и Киево-Печерская Лавры. В последующие века Успенские храмы становятся главными храмами Владимиро-Суздальской, затем Московской Руси и Русского государства. Одним из наиболее любимых праздников стал на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Спасение Богородицей верующих под своим омофором (чудо, увиденное в Византии в 10 в.) стало основой при объединении разрозненных русских земель под «Покровом Божьей Матери» в единый «Дом Пресвятой Богородицы» с центром объединения - Москвой. Покровские храмы получили широкое распространение на Руси. Их возводили, так же, в благодарность за помощь в войнах. Наиболее известные: храм Покрова на Нерли за победу над булгарами (XII в.), Покровский собор (Василия Блаженного) за взятие Казани (XVI в.).

Русский человек испытывал потребность в постоянном ощущении близости Богородицы, поэтому на Руси всегда было много образов Божьей Матери. По некоторым данным, в XIX веке их насчитывалось до 400. В русской иконописи существует несколько типов написания икон Богородицы: «Умиление», «Одигитрия», «Знамение», «Оранта». Названия конкретных икон связаны либо с изображенным сюжетом («Всех скорбящих радость», «Неупиваемая чаша»), либо с местом явления, обретения или первичного чудотворения («Казанская», «Ахтырская», «Тихвинская» и т. д.).

Огромно значение почитаемых икон Богородицы в истории страны. Главной святыней Московской Руси стала икона Владимирской Божьей Матери. Принесенная Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальскую землю, она защищала русских людей от врагов: булгар, татар, войск Тамерлана. В конце XV в. она переносится в Московский Успенский собор и почитается как покровительница Русского государства. Перед ней венчались на царство русские цари и императоры и происходили выборы патриархов.

Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Весь облик представшей на иконе Богоматери свидетельствовал верующим о том, что отныне Она сама берет управление над «своим Домом» - Россией.

Русские великие князья и цари обязательно брали с собой иконы Богородицы на войну. В XIX в. императоры отправляли чудотворные иконы в войска, участвовавшие в военных действиях. Богородичными иконами всегда благословляли местные ополчения.

При общем почитании икон Богоматери отдельным из них молятся в определенных случаях: об облегчении родов - Феодоровской, избавлении от скорбей - Игоревской, от пожаров - иконе «Неопалимая купина» и т. д. Среди наиболее почитаемых русским народом икон Богоматери выделяется Казанская икона Божьей Матери. Своей главной заступницей в XIX в. москвичи всех сословий считали икону Иверской Божьей Матери. Иконы Божьей Матери всегда были важны в семейной жизни православных русских. Ни один дом не обходится без них. Ими благословляли невесту и в дальнейшем хранили как святыню и помощницу.

Почитание Богородицы не исчезло в народе за время существования атеистического государства. Ее иконы прихожане спасали из разрушаемых храмов, к ней обращались с молитвой и надеждой русские люди во время Великой Отечественной войны. И в наши дни в тяжелых и трагических ситуациях простые верующие люди, духовенство и руководство страны обращаются к иконам Богоматери, прося у нее защиты и покровительства.

Типы изображения Богородицы на иконах

1. Иконография "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант – Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения - тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери.

 

2. Иконография "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

 

3. Иконография "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой, она включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

 

4. Тип иконографии "Акафистный" не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную.

 

Икона «КАЗАНСКАЯ»

Икона Казанской Богородицы считается одна из самых почитаемых, а так же наиболее воспроизводимых икон. Сейчас она является одним из самых самостоятельных, и иконографических типов богородичных икон в России. Богородица изображается на иконе огрудно, в характерной одежде, и немного наклонившись к голове младенца. Младенец — это Христос, который изображен строго анфас, фигура которого ограничена по пояс, и лишь видна его правая рука с благословящим двуперстным жестом. Икона была практически в каждом доме, ее звали Заступницей. Многие считали, что икону казанской божьей матери следует купить в каждый дом для защиты и спасения от бед, исцеления от болезней. Почитание иконы:

21 июля — в день обретения, когда икона была найдена девочкой Матроной в Казани в 1579 году.

4 ноября — в честь избавления Москвы и всей Руси от польских завоевателей в 1612 году.

О чем молятся иконе Казанской Божьей Матери:

Молитва перед Казанской иконой Божьей Матери помогает во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах, скорбях. Богородица, по молитвам перед этим Ее образом, помогает при глазных болезнях - когда в 1579 году обретенную икону в Казани перенесли в храм, то случилось первое чудо исцеления от слепоты: прозрел нищий Иосиф, который был слеп три года. Но поскольку Казанская икона Божьей Матери - Одигитрия-Путеводительница, то молитва перед ней помогает в исцелении слепоты не только телесной, но и духовной. Этой иконой чаще всего благословляют на брак молодых, чтобы он был крепок, а совместный путь их был долог, и в том поможет молодой семье Казанская икона Божией Матери - Помощницы и Заступницы всего человеческого рода.

Икона «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» явилась миру как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная страсть винопития. Икона была найдена всего несколько веков назад. До этого ее надежно прятали от людских глаз. На сегодняшний день не удалось установить предысторию создания этого чудотворного образа. Также неизвестно, где находится икона «Неупиваемая чаша», с которой были написаны все исходные списки. Все, что можно точно сказать, — это удивительный образ византийского искусства иконописания. Известно, что данная святыня мироточит.

Икону относят к типу Богородицы-Оранты. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это чаша Причащения. Эта чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Почитание иконы: 5 мая

О чем молятся иконе Божьей Матери
«Неупиваемая чаша»:

- Об исцелении от курения, наркомании, алкоголизма (пьянства).

Икона «ЭКОНОМИССА»

Икона Божией Матери «Экономисса» в народе имеет название – домохранительница. Это одна из пяти икон на Афонской горе и относится к главному уделу Божьей Матери на земле. Этот божественный лик был написан после явления Богородицы старцу Афанасию. Произошло это в 10 веке. Старец Афанасий основал обитель на горе Афон. В связи с голодом все монахи покинули монастырь. По легенде Богородица сказала иноку, что отныне он может быть спокойным за свою обитель, так как Она сама будет покровительницей ее. Для подтверждения своей святой принадлежности Она приказала старцу ударить посохом о камень, с которого полился святой источник.

Празднование иконы происходит единожды в году — 18 июля (5 июля по старому стилю). Также в этот день чтят память Афанасия Афонского.

С момента ее сотворения и до сегодняшнего дня икона находится в церкви Живописного Источника, на Афонской горе. Много раз различные страны просили привести к ним эту икону, но она ни единого раза не покидала пределы обители. Также ее ни разу не видела ни единая женщина, так как они не допускаются на Священную Гору.

Список Домостроительницы можно увидеть в самом центре Москвы на Славянской площади в Всесвятской церкви. А в 1998 году на территории военного городка Северный, в Московской области, был построен храм иконы Божьей Матери «Экономиссы».

В Беларуси, в Свято-Никольском храме, есть чудесный список этого лика. Он был выполнен по благословению настоятеля храма отца Сергия, некого подвижника Булаханова Игоря.

 

О чем молятся иконе Божьей Матери «Экономисса»:

- Защите от голода,

- Преодолении материальных трудностей

- Хорошем урожае

- Помощи в финансовых делах.

- Эту святыню также считают покровительницей собственного дела. Часто к ней обращаются с просьбой о спасении предприятий и бизнеса от банкротства. Многие просящие думают не только о себе, ведь закрытие бизнеса ударит не только по семье владельца, но и по людям, которые у него работают.

Икона «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Множество чудотворных образов, у которых просили помощи во всех делах мирских, и которым поклонялись, находилось в церквях дореволюционной Москвы. С почитанием и молитвами спешил к ним народ православный. Но были среди этих образов и особенные, к которым спешили преклониться из самых дальних уголков страны. Одна из таких святынь, икона «Благодатное Небо», по сей день славиться своей силой и сотворенными ею чудесами.

Дмитрий Ростовский говорил об этом образе Пречистой богородицы, как о покровительнице, что молится за весь мир. И подтверждающим фактом этого, служит то, что лик имеет особое почитание среди не только православных, а и иноверцев. Есть мнение, что на этом образе изображение Царицы небесной именно в том виде, в котором Она явится всем людям на земле перед вторым Христовым пришествием. О том, как это божественное изображение появилось на земле русской, существуют разные версии. Так, например, одно из преданий утверждает, что привезен был образ Богородицы из Смоленска в Москву женой князя Василия Дмитриевича еще в XIV веке. А в Смоленск икону прислали вместе с другими образами из Константинополя. Другая версия гласит, что изображение лика Пречистой Девы имеет западное происхождение. Но эта версия считается маловероятной, поскольку основана она только на особенностях иконографического ее написания. Этот образ относиться к особой группе, что называются «акафистные», смысл которых прославлять Царицу Небесную.

Самым известным изображениям Богородицы можно преклониться в храме Святой Троицы, что в Никитинках и в Архангельском соборе. Первые чудотворные списки, сделанные с лика из собора Архангельского, находятся в городе Тутаеве в Воскресенском соборе, и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова.

Почитают православные этот лик Богородицы дважды в году:

19 марта по новому стилю (6 марта по старому календарю);

в праздник Недели Всех Святых, что приходится после дня Пятидесятницы на первое воскресенье.

К этой святыни принято обращаться за помощью и покровительством Пречистой Девы при различных недугах телесных, и особенно душевных расстройствах. Помогают молитвы образу заступницы отойти от неправедного пути тем, кто оказался на нем, и вернутся к вере христианской.

О чем молятся иконе «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»:

- О наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного

- Женщины просят у Богородицы счастливого замужества и рождения здоровых детей;

- Мужчины молятся об избавлении от недоброжелателей и завистников;

- Приходят к святыне и перед долгою дорогою, которая предстоит, чтобы Богородица покровительствовала в пути и стояла на защите от бед в пути;

- Просят у образа оградить от катастроф и напастей; Исцеления телесных болезней и душевных, от пьянства и различных зависимостей;

- Молятся о защите от смерти внезапной, чтобы не уйти, в иной мир, не покаявшись;

- Правители приходят к Царице Небесной за помощью и напутствием в управлении государством, а так же чтобы Она уберегла города и страну от стихийных бедствий.

Икона «ГЕРОНТИССА»

Принято считать, что образ Геронтиссы является покровительницей пожилых людей, ведь и само слово «Геронтисса» означает в переводе с греческого «Старица». Пред ее образом читают молитвы о здравии родителей.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Геронтисса находится в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон.

В точности о происхождении иконы не известно, но предположительно чудотворный образ является даром Пантократору первостроителя этой обители византийского императора Алексея I Комнина.

История появления этого названия связана с чудом.

Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своём отшествии к Богу, попросил отслужить литургию и причастить его пречистых и животворящих Христовых Таин. Священник медлил и не торопился выполнить просьбу больного, пока не услышал исходящий от иконы Богоматери (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу. С тех пор икону Пресвятой Богородицы стали называть «Геронтисса» (в связи с тем, что она покровительствует старцам (по-гречески старец – герондас)).

День почитания иконы – 17 апреля.

О чем молятся иконе Божией Матери «ГЕРОНТИССА»:

- о помощи во время духовного кризиса, за утешением и чтобы найти праведный путь.

- школьники и студенты, поскольку Она помогает в учебе и работе, дает уверенность в собственных силах и просвещение.

- искренняя молитва пред образом способствует исцелению от тяжелых заболеваний: язв, рака и других.

- защищает от внезапной смерти.

- просят Богородицу об избавлении от бесплодия.

Икона «ДЕРЖАВНАЯ»

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы.

Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид — все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.

День почитания иконы – 17 марта

О чем молятся иконе «Державная»:

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Царице моя Преблагая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

***

Перевод:

Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница!

Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

 

Тексты по материалам православной печати

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...