Приходской листок №30

11 сентября 2016

В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост.

Священный Синод в ходе заседания 25 июля 2014 года (журнал № 80) восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи.


Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости

(11 сентября 2016 года)

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Ныне, когда воспоминается трагическая кончина праведника, названного Самим Христом большим из всех рожденных женами (Мф. 11, 11), святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь определила отмечать День трезвости.

Выбор нынешней даты неслучаен. Как известно из евангельского повествования, «муж праведный и святой» (Мк. 6,20) был жестоко и безрассудно убит Иродом, человеком, который берег его и многое делал, слушаясь его (Мк. 6,20). Но будучи одержим хмельным весельем и впечатленный плясками женщины, царь не захотел отказывать ей в коварной просьбе и обезглавил угодника Божия. Трагическая кончина Крестителя Господня стала последствием решения, принятого под воздействием вина.

Этот отрицательный пример показывает, что пристрастие к спиртным напиткам или иным средствам, одурманивающим человеческое сознание, заглушает голос разума, затуманивает нравственный взор. Зачастую этот порок толкает людей на необдуманные и даже преступные действия, что с очевидностью показывает его разрушительный характер, проявляющийся не только в физиологической, социальной, но и в духовной сфере.

Русская Православная Церковь призывает каждого осмыслить воспоминаемое сегодня событие, осознать причину греховного падения царя Ирода и по мере сил побеждать пагубную страсть: отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, предостерегать от пристрастия к нему ближних и дальних, воспитывать юные поколения в духе верности евангельским идеалам воздержания. Отрадно, что при многих храмах действуют службы помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, — это свидетельствует о неравнодушии и милосердии членов приходских общин. Дай Бог, чтобы подобные инициативы развивались, содействуя исцелению страждущих от греховных недугов и преображая наше общество.

Молитвенным заступничеством честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет всем нам Премудрый Господь Свою обильную помощь, дабы мы всегда пребывали в воздержании и трезвости духовной и телесной.

Призываю на всех благословение Божие.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

 

ПЬЯНСТВО

  

«Пьяницы Царствия Божия не наследуют»

апостол Павел (1Кор. 6:10)

 

 

В «Древнем Патерике» есть характерный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил какой-нибудь грех.

Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением.

Вот как винопитие толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Истину говорит апостол: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Eф. 5, 18).

         Недуг пьянства известен с древних времен

В Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же" (Притч. 23:29-35).

Святоотеческая традиция определяет пьянство как "... - несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства" (святитель Иоанн Златоуст), как "… - добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу" (святитель Василий Великий).

Когда любовь к спиртному превращается в страсть, происходит искажение человеческой тримерии (т.е. единства духа, души и тела), что приводит к изменению психики и физиологии человека и  является  виной многих тяжких грехов. По словам Святителя Тихона Задонского  пьянство "… порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, - словом, делает человека скотом, словесного - бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет». Святой Иоанн Златоуст же сказал: "Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы".

При зависимости от пьянства к человеку притягивается нечисть и он приобретает одержимость. О том, что это по-настоящему так, сказано в хорошо известной поговорке:  «Напился до чёртиков». Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

В организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя.

Ни для кого не секрет, что семьи алкоголиков в большинстве своем обречены на распад. Как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца. Здесь есть над чем думать, ведь алкоголизм чаще всего возникает не на пустом месте, но тогда, когда в окружении, в семье не все благополучно. Конечно, с человека, страдающего этой зависимостью, ответственность не снимается. Но не менее важно осознать свою ответственность за происходящее с тем человеком, который стал когда-то вашим ближним. Есть ли выход из положения? Выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением.

Такие способы «лечения» как кодирование или  гипноз пользы  не принесут, а навредить могут, да и  подлинного исцеления не будет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния.  Если  человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу, но все это без веры, без молитвы, без покаяния, и при этом надеется на  мгновенное исцеление без всяких усилий со своей стороны, то  его ожидания вряд ли оправдаются. Для преодоления недуга необходима вера, молитва, пост, смиренье, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди, частое призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, и, конечно же, регулярное причащение Святых Христовых Тайн.

Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33).

Прогуливаясь по улицам, можно увидеть молодых родителей, которые, шагая за коляской, любуются своим ребёнком. Но всё чаще встречаются случаи, когда вместо того, чтобы защищать своих детей от неблагоприятной среды, из-за своей неосведомлённости и бессознательного отношения родители сами становятся примером вредных привычек.

Сердце обливается слезами, когда увидишь молодую маму или отца, которые в одной руке держат ребёнка, а в другой — сигарету или пиво. На любые замечания можно услышать: «Ребёнок ещё ничего не понимает», «он ещё маленький», «он знает, что это — кака» и т. д. Неужели родители думают, что малыши умнее или сознательнее их? Сами-то они редко по-настоящему задумываются над словами, сказанными со стороны.

Ребёнок, подобно губке, впитывает из окружающего мира абсолютно всё. Он ещё не может отличить хорошее от плохого. Период наиболее интенсивного познания — возраст от 1 до 5 лет. В это время формируется темперамент и закладываются основы мировоззрения. Поэтому именно в этот период очень важно воспитать в ребёнке то, от чего будет зависеть его будущее.

Первой жизненной школой ребёнка является семья. Родители, хотят они этого или нет, неизбежно воспитывают детей по своему подобию. Обычно, не замечая и не осознавая физической и психологической пагубности своих вредных привычек, родители передают их детям.

Исследованиями ВОЗ доказано: если в семье один курильщик, существует вероятность 30--35%, что ребёнок будет курить. Если оба родителя курят — эта вероятность возрастает до 70--85%. А в трезвых семьях — наоборот: менее 5% детей становятся курильщиками и пьющими.

Как же происходит приобщение к пагубным привычкам? До одного года ребёнок только чувствует всё вокруг, в том числе и своих родителей. От года и старше — воспринимает рассудком. Постепенно он начинает мыслить образами: добра и зла, сказочных и мультипликационных героев, хороших и плохих существ, и т. д.

Родители — исключительно положительный образ. Они добрые, ласковые, отзывчивые, лучшие и правильные во всём. И в сознании ребёнка закладывается образец для подражания — подражания родным людям.

Положительный образ включает в себя не только самих родителей, но и их поведение. Когда ребёнок с интересом рассматривает, как папа с мамой выпускают изо рта дым, он думает, что это хорошо.

Увидев это несколько раз, малыш захочет повторить за ними и потянется к сигарете. Родители почти панически заберут её из детских рук, говоря: «Нельзя, потому что это кака!».

Проходит время, и ребёнок снова видит полёт серого дыма изо рта родителей. Снова потянется за сигаретой, и снова «кака». Очередной раз наблюдая подобные «обряды», ребёнок окажется перед парадоксом. С одной стороны, родители дарят любовь, тепло и ласку, учат тому, что умеют сами. А с другой — они сосут загадочные «белые палочки», которые запрещают ему.

Оказавшись в ситуации неопределённости, ребёнок не может рационально осмыслить этого запрета. Но образ добрых, самых лучших родителей становится прочным основанием положительного отношения к курению. Понимания этого недостаёт большинству молодых родителей.

То же самое касается и другого наркотика — алкоголя. С детства ребёнок видит праздники с пышными столами, на которых красуются необычные бутылки. Из них в блестящие, сверкающие рюмки и фужеры наливается какая-то жидкость. При этом звучит музыка, красивые слова, отовсюду раздаётся смех, а на лицах — радостные улыбки. После принятия «чудо-эликсира» папа с мамой и все гости становятся весёлыми, добрыми и даже забавными. Ребёнку нравится такой образ застолья. Рано или поздно он потянется к рюмке, желая подражать поведению родителей — выпить этой загадочной «весёлой водички». Ребёнок, помимо своей воли и воли родителей, начинает относиться к алкоголю положительно. Ведь своими действиями родители закладывают ребёнку не трезвый, а алкогольноориентированый образ поведения: дискредитируют в глазах ребёнка одну из главных человеческих ценностей — естественную трезвость, а также программируют ребёнка на употребление алкоголя в будущем. Количество и вид выпитого родителями яда при этом не имеет значения.

Я.В. Стасив, доцент
Международной Академии Трезвости,
преподаватель истории Львовского высшего профессионального художественного училища 

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...