Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
31 мая 2016
ТРОИЦА СВЯТАЯ
"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа"
(Мф. 28:19).
ТРОИЦА
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.
Иван Бунин, 1893
Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.
Бог Отец — творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной. Он воплотился на земле в лице Бога Сына — Христа, Спасителя всех людей. Святой Дух — Божественная животворящая сила, исходящая от Отца. Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого.
Отец, Сын и Святой Дух —
Троица единосущная и
нераздельная.
Не зря этот день называют днем рождения Церкви. День Троицы всегда приходится на воскресенье. Самый лучший способ провести этот праздник — в храме, среди братьев и сестер во Христе.
Почитание Пресвятой Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в г. Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
Литургия на Пятидесятницу необычайно живописна: полы в храме выстилают полевыми травами, ветвями берез, в вазах стоят цветы. Благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей, коленнопреклоненные молитвы — все говорит верующим о великом замысле Божием, о победе Христа над смертью, о Царстве Божием.
В Ветхом Завете
В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. (Быт. 18: 1-3).
В образе трех Ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).
В Новом Завете
Во время Крещения в Иордане Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3: 21-22).
Так Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца.
Сам Господь по Воскресении заповедует апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества.
О том же пишет любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7).
Апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13: 13).
Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге — очевидная истина.
В летописи Глинского монастыря хранится такой случай.
Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться.
Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь.
На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса.
Почему? Потому что это имя Божие.
Ангельская песнь Пресвятой Троице
В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский император Феодосии II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.
Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как Ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Так Ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «Помилуй нас», — и после этого землетрясение прекратилось.
С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды: — Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец, и именно через Сына совершено спасение людей; Безсмертным — Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и всему существующему дает жизнь, а людям — бессмертие.
Поскольку же Троица — один Бог, то и песнь завершается обращением в единственном числе — «помилуй нас». А так как имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она называется также «Трисвятое».
В церкви после «Трисвятого» всегда читается или поется славословие
Пресвятой Троице:
Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
Слава — значит хвала, слава; ныне — теперь, сейчас; присно — всегда; во веки веков — в бесконечные веки, то есть вечно; аминь — истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага и Которой всегда принадлежит одинаковая вечная слава.
Поэтому, когда вы поднялись утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать, а равно и перед всяким делом, не забудьте осенить себя крестным знамением со словами:
— Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Произнесите с искренней верой, тогда Сам Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил вышеупомянутого подполковника.
Преподобный Сергий и почитание
Пресвятой Троицы на Руси
...взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную
рознь мира сего.
Из заветов прп. Сергия Радонежского
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.
Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия "умными очами" подвижника - в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.
"Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, - изъяснял святитель Григорий Богослов, - будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом".
Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став "причастником Божеского естества" (2 Пет. 1, 4).
"Кто любит Меня, - сказал Господь, - тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Святой Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых "сотворила обитель" Святая Троица; он сам сделался "обителью Святой Троицы", и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.
Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.
Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, "… чтобы, - по словам самого преподобного, - постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего".
Поклонение Святой Троицы по принципам, основанным и переданным нам Сергием Радонежским, явилось наиболее самобытной и яркой особенностью церковности на Руси. В Самой Троице Живоначальной игуменом земли Русской было выделено не только святое совершенство бесконечной жизни, но и пример для жизни земной. Людям явился духовный идеал, стремиться к которому надлежит всему человечеству, потому как в Троице, как Одном Целом и Нераздельном, осуждаются междоусобицы и благословляется соборность. В Троице, вместе с тем, как Неслиянной, благословляется свобода и осуждается иго. В писаниях Преподобного Сергия касательно Пресвятой Троицы народ русский чувствовал и понимал свое общевселенское призвание. Постигнув же всемирное значение этого праздника, народ незамедлительно украсил его всеми богатствами древнего многообразного национального обычая и поэзии народа. Абсолютно весь духовный опыт, а так же все духовное стремление Русской Церкви проявилось в литургическом писании праздника Святой Троицы, его церковных обрядов, храмов и монастырей Ее имени, икон Святой Троицы.
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь совершается праздник в честь Святого Духа. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, "кроме нерождения и рождения", исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: "Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит". Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, «древом добрым, творящим и плоды добрые» (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Галат.5,22-23).
Молитва Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. |
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша. |
Тексты по материалам православной печати.
Троица 2012 год
Троица 2015 год
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...