Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
11 мая 2016
ПАСХА ХРИСТОВА!
Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се боприиде Крестом радость всему миру... Пасха! Радостию друг друга обымем...
Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгелипою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́бичи́стымсе́рдцем Тебе́ сла́вити.
На Воскресение Христа
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В. К. Кюхельбекер
(1797 - 1846)
Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.
«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).
Апостол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но которому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).
«Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Христос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему – на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа...
И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней:
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Великая Суббота - это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя со Светлым Воскресением - днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и духовное значение этого среднего дня. В сознании большинства верующих «важны» - Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти дня остаются как бы разобщенными. Есть день печали и есть день радости, они полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но, по учению Церкви, выраженном в ее литургическом предании, это не так. Церковь учит нас, что Христос «смертью смерть попрал», это значит, что сама Его смерть была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. Иными словами, что еще до Воскресения совершилось нечто, благодаря чему печаль смерти не просто заменяется радостью Воскресения, но сама печаль претворяется в радость. И вот Великая Суббота и есть день этого претворения, день, в который совершается это прорастание победы, день, когда - до Воскресения - мы созерцаем смерть самой смерти. Суббота - день седьмой - завершает собой всю историю спасения, как разрушения силы зла. Но за субботой наступит новый день нового творения - день первый.
Каждый год в Великую Субботу, после утрени, после этого радостного узнавания в смерти Христовой победы над смертью, после откровения о живоносном гробе, мы ждем пасхальной ночи и полноту пасхальной радости. Мы знаем, что она наступит, но как медленно идут часы, как нарастает в нас волнение и ожидание! И так должно было бы быть всегда в жизни верующего, ибо вся наша жизнь осмыслена этой радостной, этой белой тишиной Великой Субботы, этим нарастанием в ней Пасхи Христовой и невечернего дня Царствия Его.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Тайна слова «воскресение»
Воскреснуть, воскрешать, воскресение... А какова история этих заветных слов? Как появились они в русском языке?
Ответ на этот вопрос нашёлся случайно. В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «Игорева храброго полку не кресити». Было в древнерусском языке слово «кресать», которое означало: «высекать огонь, воскрешать огнём». Некоторые из нас ещё помнят однокоренное ему слово «кресало».
Получается, что слово «воскресение» связано с животворным огнём. Кстати, косвенным подтверждением этого является тайна Туринской плащаницы. Ученые в Сорбонне, рьяные материалисты, изучали её природу и пришли к выводу, что выходу тела, которое было завернуто в нее, способствовала энергия, неизвестная науке, которая его не повредила, но оставила отпечаток, своеобразный негатив на ткани.
Господь говорил: «Аз есмь свет». Логично считать, что происхождение слова «воскресение» связано с таинственным огнем, который возвращает к жизни.
Тайна слова «воскресение»
Слово "артос" переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая. Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании раздается народу как святыня.
Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец - это символическое изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется еще одно древнее церковное предание. Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Богородицы в напоминание о постоянном общении с ней, а после трапезы делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название "Чин о Панагии", то есть воспоминание о Богоматери. В приходских храмах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Как праздновать Пасху?
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.
Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!».
Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
Всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии". Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.
Пасхальные игры
|
Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. |
Это интересно...
В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.
3 мая вторник |
8:30 Исповедь.Часы.Литургия. |
6 мая пятница |
8:30 Исповедь. Часы. Литургиясвт.Иоанна |
8 мая воскресенье |
8:30 Исповедь . Часы. Литургия. Молебен |
9 мая понедельник
|
9:00 Панихида по православным воинам. |
10 мая вторник |
8:30 Исповедь . Часы . Литургия Поминовение усопших. |
Тексты по материалам православной печати.
ВАЖНО! Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской листок»!
Дайте почитать родственникам, друзьям, соседям или
принесите его обратно в храм.
Спаси Вас Господи!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...