Приходской листок №17

21 февраля 2015

ВЕЛИКИЙ     ПОСТ

23.02-11.04 с.г.

 

 

 

 

Оглавление

  1.      О Великом Посте.
  2.      Значение Великого Поста
  3.      Святые Отцы о Посте
  4.      Недели Великого Поста
  5.      Строгость Великого Поста на Руси
  6.      Интервью с настоятелем храма о.Алексием
  7.      Как прежде постились в Православной России
  8.     Рецепты православной кухни

О Боже, просвети одежду

Души истерзанной моей,

Дай на спасенье мне надежду

Во дни святых Твоих Страстей!

Услышь, Господь, мои моленья,

Прими причастника меня!

 О Великом Посте

      Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, «Праздник  Праздников». Пост - приготовление к «… совершению Пасхи, истинному откpовению…». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской веpе и жизни.

      Для многих, если не для большинства, православных христиан Пост состоит из большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), увеселений, театра, кино. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть «что-то другое», без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это «что-то другое» - некая атмосфера, «настроение», состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к формальным обязательствам, но в том, чтобы «смягчить» наше сердце так, что оно могло бы воспринять духовное, ощутить скрытую до этих пор жажду общения с Богом.

     Каждый, кто испытал хотя бы pаз в жизни этy единственнyю в миpе pадость Пасхальной ночи, которая "яpче солнечного дня", понимает это. Как только мы встyпаем в "светлyю печаль" Поста, мы видим: далеко, далеко впеpеди  конец пyти и цель его  - радость Пасхи, вход в сияние славы Цаpства Hебесного. И это пpедвкушение Пасхи, освещает «постнyю печаль», пpевpащает ее в «дyховнyю весну».

«Hе лиши нас упования нашего, Человеколюбче!»

 

Значение Великого поста

 Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.

Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры дьявол получил доступ к сердцу человека. Совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям.

Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста?

Однако для того, чтобы благополучно идти по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, нужно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. В помощи этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл прощения.

«Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Пет. 3, 11), - эти слова Священного Писания нужно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.

Посмотри на себя, «постник»: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?

Святая Православная Церковь предупреждает нас, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха.

 

 

СВЯТЫЕ  ОТЦЫ  О  ПОСТЕ

 «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6, 14-18)

 

Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия... Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее, как бы крыльями. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.

 «Четыредесятницей не пренебрегайте, — пишет св. Игнатий Богоносец  — она составляет подражание жительству Христа».

По учению св. Астерия Амасийского, св. Четыредесятница есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».

 «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай  всяк союз неправды. Не в судах и сварах поститеся. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги.  Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство». Святитель Василий Великий

«Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Святитель Иоанн Златоуст

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем не достоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Из писем игумена Никона (Воробьева)

НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 

ВАЖНО! Первая и последняя седмицы Великого поста отличаются особой строгостью.

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ –Торжество Православия

В 842 году со смертью императора Феофила окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества.

Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе. Случилось это в Софийском соборе  Константинополя в первое воскресенье Великого поста.

Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на вечерней службе читается Великий канон преподобного Андрея Критского.

 

ВАЖНО! С понедельника по четверг канон читается по частям. Полностью – в среду вечером на пятой седмице Великого поста.

НЕДЕЛЯ  ВТОРАЯ – Григория Паламы

История Церкви не сохранила, прямых свидетельств о причинах,  по которым память святителя Григория Паламы связывается со второй неделей Великого поста. Однако косвенным свидетельством этой причины может стать греческий оригинал богослужебных молитв и песнопений в день памяти святителя.

Культура византийского стихосложения была очень высока, в богослужебных песнопениях часто использовались сложные поэтические формы, и достаточно часто использовалась такая форма как акростих – специально подобранное сочетание первых букв в нескольких идущих подряд стихах, которое составляет целое слово. На греческом языке в богородичных песнопениях недели Григория Паламы можно прочесть акростих «ГЕОРГИЙ».       

Известно, что богослужебный канон Григорию Паламе был создан в середине XV в. и что имя Георгий до пострижения в монашество носил один из самых известных православных богословов того времени — патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий. При этом известен еще один канон святителю Григорию, несомненно, написанный патриархом Геннадием с акростихом «СХОЛАРИЙ». На этом основании можно высказать предположение, что само установление памяти свт. Григория Паламы в неделю, следующую за неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию.

НЕДЕЛЯ  ТРЕТЬЯ – Крестопоклонная

     Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

      Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в Богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти.

      Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в Богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектении о готовящихся к просвещению (крещению).

НЕДЕЛЯ  ЧЕТВЕРТАЯ – Иоанна   Лествичника

       Четвертая неделя Великого поста посвящена преподобному Иоанну Лествичнику.

       Преподобный Иоанн почитается Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому он и получил прозвание Лествичника.

      О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".

      Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

      Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

     Примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение мыслей преподобного Иоанна, составляющих плод многих наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).

После четырех лет управления обителью, преподобный вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил во Господе.

Продолжение о неделях Великого поста читайте

в следующем номере. 

Строгость Великого поста на Руси

 «Аще постишися, покажи дела добрая: убога видя - помилуй, с кем зло имееши - смирись, никому же завиди, ни зла твори, блуда брезись, да не точию ти уста постятся, но и очима не уязвляйся на доброту чужу и уши отвращай от слышания неподобных, руце от грабления и лихоимства оцыщай, нозе от хождения на позоры (зрелища); не насытись зла дела; уста да поститеся от кащун и укор и срамных словес».

       В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста на Руси значительно усилилась. В XVII веке эта строгость вошла в русское общество так прочно, что стала как бы составной частью самой религиозной жизни народа. Даже иностранцы поражались таким строгим соблюдением поста русскими людьми.

      Так, австрийский дипломат Герберштейн писал, что среди русских «некоторые принимают пищу в воскресенье и субботу, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи, другие принимают пищу в воскресенье, вторник, четверг и субботу. Также весьма многие довольствуются куском хлеба с водой в понедельник, среду и пятницу».

        Как свидетельствует один из арабских путешественников, благочестивые русские люди в первые дни Великого поста без нужды не выходили из своих домов. Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети не принимали пищи в первые три дня поста. Они не только усердно посещали церковные службы, но и не опускали домашнее молитвенное правило. Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова оставался без пищи, а в субботу причащался Святых Христовых Таин. На первой неделе царь никуда не выходил из дома и никого не принимал. Подобным образом проводили первую неделю и вельможи. В течение всего поста, кроме праздника Благовещения, царь ел без масла капусту, грибы и ягоды. По воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам он ел однажды в день и пил квас. В остальные три дня недели он совсем не вкушал пищи, за исключением каких-либо торжеств.

          На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. Страстная седмица проводилась еще строже. Некоторые наиболее ревностные христиане во весь пост не вкушали ничего приготовленного на огне, довольствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на закате солнца.

     О строгости соблюдения Великого поста на Руси архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Макарием, Патриархом Антиохийским, при Патриархе Никоне, писал следующее: «В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь (в Сирии) не жаловался на пост».

Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста.                                                                    

    Поклоны в пост

        Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривалась во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу, полагалось ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв - 60, на вечерне - 100 и на утрени - 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, но в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонов.

     В некоторых статьях давалось разъяснение о поклонах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на "коленцах", средние - в пояс. Они же назывались еще поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека. В подтверждение этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в одном московском храме в 1656 г., в среду 5-й седмицы поста во время чтения Великого канона преп. Андрея Критского, что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона.

      В "Истории о отцех и страдальцех Соловецких" есть рассказ об одном подвижнике, который на исповеди перед смертью открыл духовнику, что келейное правило он совершил вперед на 30 лет, то есть положил бесчисленное число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоцкий предписывал своим духовным детям делать в свободное время запас молитв и поклонов на будущее: "Аше ли день случится покоен, ино и на иной день вперед правила запасти льзя".

Милостыня бедным

         Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. "Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет".

             "Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу", - писалось в записках путешественника по Руси. В XVII в. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было "много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни". Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

 

Причащение в Великий пост

         Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Таин. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста. Таковыми, согласно одной из древних летописей, были великие князья Ростислав Мстиславич (+1168 г.) и св. Димитрий Донской (+1389 г.). 

Пост - не цель, а средство

 

 

 

На вопросы отвечает настоятель Троицкого храма протоиерей Алексий Смирнов.

        -Отец Алексий, объясните, пожалуйста, какова же вообще цель поста?

        -Пост - это средство на пути к цели. А целью, ради которой верующие люди приступают к посту, является смирение плоти, в угоду которой мы часто совершаем грехи. Смиряя плоть постом, мы восходим на первую ступень подвижничества, далее мы становимся способны бороться со своими греховными мыслями и чувствами.

 

       -А почему всё-таки вначале следует воздержание в еде?

      -Кто-то из святых отцов сказал: "Победи утробу и победишь всё остальное". Церковь имеет опыт многих подвижников, которые именно постом и молитвой боролись со своими страстями и грехами, и этим путём приблизились к Богу. Поэтому цель поста не просто чего-то не есть, а победить себя. Пост - это путь, когда, смиряя себя, через покаяние омываемся от грехов и приближаемся к Богу.

       -В Евангелии сказано, что бесы изгоняются постом и молитвой. Так ли это, отец Алексий?

-Поле битвы-сердце человека. Там есть и тьма, и свет. Чтобы победил свет, надо изгнать тьму (бесов), которые толкают человека на совершение греха, ведут к погибели души. Средства даны Богом - пост и молитва. Чтобы не преобладала над нами плоть, дан пост. Чтобы не преобладали греховные мысли, дана молитва. Одно другим замещается, выдавливается.

-Скажите, отец Алексий, если человек сидит на диете, отказывается от многих продуктов, в том числе от мяса, может ли он считать себя постящимся?

- «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»,-сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. Действительно, для кого-то пост будет обузданием плоти, а для кого-то лишь сброс лишних килограммов.

-Для всех ли одинаковой должна быть мера воздержания и строгость поста?

-Мера у всех разная. По-разному постятся люди в монастырях и люди в миру. В дни Великого поста нельзя вкушать даже растительного масла, но некоторые духовники разрешают использовать его в пищу. Это по желанию. Часто мне задают вопрос: «Можно ли ослабить пост для людей болящих?» Есть такие болезни, которые сами уже являются постом. Диабет, например. Наш пост закончится, а у диабетиков он будет продолжаться. Таких болящих священник может благословить даже причащаться поевшими, если воздержание от еды угрожает жизни человека. Болезни желудка, крови также могут быть причиной послабления поста. Кормящие и беременные женщины по желанию, по состоянию здоровья могут сами выбрать, поститься им или нет. Им это дозволяется. Иногда ко мне подходят бабушки и просят ослабить пост по возрасту. По церковному Уставу возраст не является причиной для послабления. Но лучше всего подойти к священнику, рассказать ему о своей болезни или немощи и принять его благословение на пост.

-На прощание хотелось бы услышать пожелания от Вас, отец Алексий.

-Постящимся - не ослабевать! Не постящимся - приступить! Надо поставить цель и идти без оглядки к своему спасению и к Празднику Праздников – Светлому Христову Воскресению

 

 

 

 

 

 

 

Как прежде постились в Православной России

         Рецепты многих постных блюд пришли к   нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.
         В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение.

         Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного  князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли.
       Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, ладогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом.
         Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.
Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки.

Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
         В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.                                                                      

Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.

Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.

За столетия русский постный стол почти не изменился.

«Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь».

Преподобный Силуан Афонский

 

Предлагаем и вам, дорогие наши читатели,

несколько интересных рецептов.

Медовые треугольнички

         Крупа манная - 1 ст., мед - 1/2 стакана, масло растительное - 3 ст. ложки, вода - 1 стакан, сахар - 2 стакана, орехи грецкие или арахис - 100 г, ванилин по вкусу.

 Приготовление:

Манную крупу обжарьте на масле до светло-коричневого цвета. Мед, сахар и горячую воду соедините и проварите 5 минут. Полученным сиропом залейте обжаренную крупу, добавьте рубленые орехи, ванилин, перемешайте и охладите. Перед подачей нарежьте треугольничками.

 

Пирог с курагой открытый

1/2 л воды, 700 г муки, 1 ч. ложка соли, 1 ст. ложка сахара,

20 г дрожжей, 2 ст. ложки растительного масла.

Для начинки:

1 кг кураги, 150 г сахара.

Приготовить дрожжевое тесто опарным способом. Раскатать тесто в виде овала, положить на противень, расправить, наколоть по всей поверхности вилкой, чтобы при выпечке не образовывалось вздутий. Положить ровным слоем дольки кураги, аккуратно загнуть бортик, смазать сиропом из-под кураги, украсить цветками из теста, которые также смазать сиропом, посыпать в середину цветка маком.

Начинку приготовить так: курагу вымыть, залить водой, чтобы она покрывала курагу, засыпать сахаром и варить до мягкости. Затем откинуть на сито или дуршлаг, охладить. Выпекать пирог при температуре 180-200° С до готовности. Когда пирог зарумянится - он готов. У испеченного пирога бортик и дольки кураги кисточкой аккуратно заглазировать (смазать) сиропом, в котором варилась курага.

 

 

Текст по материалам православной печати.

 

ВАЖНО! Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской листок»!

                          Дайте почитать родственникам, друзьям,  соседям или

принесите его обратно в храм.

.

Спаси Вас Господи!

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...