Приходской листок №16

6 февраля 2015

  СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

   ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Духовный смысл праздника

2. История возникновения праздника

3. Объяснение праздника СРЕТЕНИЕ  ГОСПОДНЕ

4. Масленица на Руси

5. Праздник: "Прощеное воскресенье"

6. Совершение Чина прощения в храме.

 “Итак, придите... Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни... С Сионом сретим, со храмом освятимся, с Девою величая, возрадуемся, с Иосифом принесем, аки два горличища (как два голубиных птенца) душу и тело, с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем, да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.

                                                              Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.)

                                    Духовный смысл праздника

       Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

                      История возникновения праздника

         Источники говорят о том, что праздник Сретения возник и существовал в Иерусалимской церкви с IV-V в. — как торжество завершавшее сорокадневный цикл Богоявления, посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий. Именно поэтому в то время он и не рассматривался как отдельный, самостоятельный праздник.

В конце V в. — в Риме, и в середине VI в. — в Константинополе (во времена Императора Юстиниана) Сретение становится уже самостоятельным Господским праздником.

И на Востоке и на Западе дата праздника оказалась увязана с днем Рождества Христова: Сретение отмечалось на сороковой день после Рождества. С середины VI века день празднования Рождества, а значит, и Сретения, на Западе и на Востоке уже практически повсеместно (за исключением Армении) совпадают. Распространению праздника Сретения, как и сугубому церковному почитанию этого события Священной истории, весьма способствовал своей активной деятельностью святой император Юстиниан.

Уже с момента возникновения праздник Сретения, казалось бы, по всему своему характеру — явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепенно трансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своем чинопоследовании все же зафиксировался в виде “смешанного” праздника, заключающего в себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.

 

На Руси к XVII столетию значение Сретения оказалось несколько приуменьшено — в сравнении с более торжественной древней традицией его празднования.

      Объяснение праздника СРЕТЕНИЕ  ГОСПОДНЕ

«Сретение» на церковнославянском языке означает «встреча».

         На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Иерусалимский храм. Когда Богоматерь стояла там с Младенцем на руках, к Ней подошел старец Симеон. Давным-давно Ангел сказал Симеону, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Симеон был праведный человек, учeный, которому, по преданию, египетский царь Птолемей поручил перевести Священное Писание (состоявшее на тот момент только из Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык. И вот, когда святой Симеон взялся за перевод книги пророка Исайи, он «споткнулся» на одном слове. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», — говорилось в книге. Симеон подумал, что это

явная описка, что дева не может родить сына, и собрался исправить это слово на слово «Жена», то есть — женщина. Но в этот момент Ангел, который был рядом с Симеоном, так же как и с каждым из нас, сказал ему, что не надо ничего исправлять, в книге все написано правильно, более того — Симеон не умрeт, пока не убедится в этом лично. И вот теперь старец Симеон встретил Господа. Он взял на руки Младенца Иисуса и сказал: «Сейчас ты с миром, по слову Твоему, отпускаешь раба Твоего, Господи. Теперь глаза мои увидели спасение Твое, которое Ты приготовил для всех

         Богородица и пророк Исайя

людей, и славу народа Твоего, Израиля»; а Богородице,  показав на Младенца, сказал: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдeт душу» (Лк.2:34-35).По преданию, святой Симеон прожил более 300 лет. Завершение земных дней святого стало символом завершения эпохи Ветхого Завета. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплeнное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» — писал епископ Феофан Затворник. Рядом с Богородицей стояла пророчица Анна, которая услышала слова святого Симеона Богоприимца. Она тоже стала славить Бога и радоваться, что наконец-то Спаситель явился в мир. Но к ней прислушались немногие: нелегко поверить, что буквально рядом с тобой, на соседней улице — родившийся сорок дней назад Сын Божий улыбается миру. Со слов Анны-пророчицы, сказанных жителям Иерусалима, и началась благая весть о том, что пришeл Спаситель человечества. Неслучайно этот праздник — Сретение Господне — стал отмечаться христианами одним из первых.

         В некотором смысле Сретение Господне — праздник, который всегда с нами. Ведь встреча каждого из нас с Богом происходит каждую минуту, даже тогда, когда мы этого можем не замечать…

 Древнейшее известное изображение Праздника Сретения Господня.Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г.   Рим,Италия.

Тропарь Сретения Господня

глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче

                                 МАСЛЕНИЦА НА РУСИ

На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы, масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Масленичная неделя

Вся неделя делиться на два периода: узкая масленица и широкая масленица. Узкая масленица- первые три дня: понедельник, вторник и среда, широкая масленица –это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась широкая масленица. В народе каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник-встеча, вторник-заигрышь, среда-лакомка, четверг- разгуляй, пятница- тёщины вечёрки, суббота- золовкины посиделки, воскресенье- проводы.

Воскресенье — проводы

Заключительный день масленичной недели воскресенье. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Праздник: "Прощеное воскресенье" - последнее воскресенье перед Великим постом.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя».

                                                                           Преподобный Ефрем Сирин.

 Прощёное воскресéнье — последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, из рая.

Совершение Чина прощения в храме.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

В первый раз читается молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» и творятся земные поклоны.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Текст по материалам православной печати.

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...