Приходской листок №15

14 января 2015

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ ИЛИ БОГОЯВЛЕНИЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ПРАЗДНУЮТ 19 ЯНВАРЯ 

 

В ЭТОТ ДЕНЬ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СОБЫТИЕ — КАК ПРОРОК ИОАНН ПРЕДТЕЧА КРЕСТИЛ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В РЕКЕ ИОРДАН 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Духовный смысл праздника

2. Крещение Господне-история праздника

3. Иконография Крещения Господня

4. Истина и мифы о Крещенской воде

5. Водосвятие (Водоосвящение) в Москве в конце XVII века.

6. Песнопения праздника Крещения Господня

7. Праздник Крещения Господне в Троицком храме д.Ивашево

«Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просвети΄ши во тьме седящия»; «Где бо имел бы свет Твой возсияти, тóкмо на седящия во тьме» - этими словами свидетельствуется: Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире.

                                 Духовный смысл Праздника

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа также называют Богоявлением, в память о чуде, которое произошло во время крещения: Троицы явление во Иордане бысть. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих»; Бог Сын крещается по человечеству; Бог Дух Святый в виде голубя нисходит на Крещаемого. Этим утверждается вера в Пресвятую Троицу и вера в Божество Иисуса Христа: «Бог Слово явися плотию роду человеческому»; «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане рецé». Отсюда и другое древнее наименование праздника – Богоявление.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан, – говорит святой Кирилл Иерусалимский (315-386) в Слове огласительном. – От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия…»

Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой мы живём и сейчас.

          КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Крещение Господне начали праздновать еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

 К IV в. в Древней церкви определились три главнейших праздника - Пасха, Пятидесятница и Богоявление. Именно праздник Богоявления напоминал о пришествии в мир Богочеловека Христа. Праздник этот соотносился не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь.

     В то же самое время отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя - с Рождеством, поклонением волхвов или Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня. Еще св. Иустин Мученик писал о крещенской купели: «Именуется эта купальня просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это».

       Поэтому, начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

     В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

                   ИКОНОГРАФИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходят голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя.  Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их Своим погружением                          

                      

  ИСТИНА И МИФЫ О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ

         Из чина Великого освящения  следует, что святая вода для людей верующих становится "благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной...". Но вместе с тем святая, а особенно святая Крещенская вода, всегда окружена множеством вопросов и суеверий с магической подоплекой. Давайте же вместе  разберемся, что к чему.

 

 

  1.  Правда ли, что в ночь с 18 на 19 января вся вода на земле  становится освященной?

- Физики и химики в разных странах проводили опыты и выяснили: структура святой крещенской воды во много раз гармоничнее, чем в обычный день, а её полезные свойства просто уникальны. Что же происходит с водой на физическом уровне? Ученые брали различную воду, замораживали ее и смотрели под микроскопом. Кристаллы водопроводной воды выглядели уродливыми монстрами, вода из обычной реки или озера – почти так же. Но кристаллы воды, над которой читали молитвы, и особенно крещенская святая вода – это идеальной формы симметричные кристаллы. Вода, после чтения над ней молитв, становится Святыней – Великой Агиасмой, как называет ее Церковь. Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ею.

Но, думать, что стоит открыть кран с водопроводной водой в это время, и ты получишь освященную крещенскую воду не верно. Дар освящения, которое подается нам через святую воду нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.

  2. Правда ли, что Крещенская вода отличается от любой    другой святой воды, освященной в другие праздники?

         - Крещенская или Богоявленская вода называется великой Агиасмой. В отличие от святой воды, освященной малым водоосвящением, которое может совершаться в любой день года, крещенская вода освящается Великим чином освящения, который совершается только дважды в год: в Навечерие Богоявления и в сам праздник Крещения Господня. Великое водоосвящение отличается особенной величественностью и торжественностью, молитвословия и песнопения проникнуты воспоминаниями евангельского события, которое стало не только первообразом омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в неё Бога во плоти.

  3. В какой день лучше набирать святую воду: 18 или 19 января?

- Вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином Великого освящения, хотя это ещё предпразднество Богоявления. Вода, освящённая в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня, является освящённой крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой). Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду - 18 или 19 января. И та, и другая вода является крещенской.

 4. Правда ли, что на Крещенье обязательно купаться в проруби?

 В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Главное для христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов. Кроме того, купание в ледяной воде зимой многим неполезно и опасно для здоровья. А церковь не несет ничего губительного. И, конечно, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов. Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела.

         Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Давно замечено такое уникальное явление - на Крещение, какие бы морозы ни стояли, люди, отстоявшие в очереди за Крещенской водой и искупавшиеся в проруби, в этот день не заболевают. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением - если из-за гордыни, в пьяном состоянии, с какими-нибудь недуховными целями окунемся в прорубь, нанесём себе вред.

        5. Как хранить и использовать Крещенскую воду?

- Хранить её нужно как Великую Святыню! А не в гаражах, на полу или в подвале, чтобы не мешала. Храните такую водичку дома с благоговением, лучше всего возле икон. И не просто храните, а употребляйте для телесного и духовного здоровья, в болезнях. Принесённую из храма освященную крещенскую воду, конечно, не следует использовать для мытья, купания и стирки, а с благоговением и молитвой пить, окроплять жилище, причём использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.

    Водосвятие (Водоосвящение) в Москве в конце XVII века.

Вот как описал освящение воды в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года шведский посланник  в Москве Густав Корб: «Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

 Составлено по материалам православной печати.

                Песнопения праздника Крещения Господня

 

Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещай, слава Тебе.

 Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

 Величание

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

   Праздник Крещения Господне в Троицком храме д.Ивашево

 

 

 

Вопрос: Как Вы думаете отец Алексий о чем следует вспомнить и задуматься христианину в величайший праздник-  Крещение Господне?

Ответ: Этот праздник называют еще Богоявлением, поэтому, в первую очередь, на мой взгляд, надо благодарить Бога за нашу православную веру, веру в Святую Троицу. Так же, он напоминает нам о нашем Крещении, о том, что нам надо исправлять свою жизнь и принести Богу чистую совесть и жизнь преисполненную добрых дел. В этот праздник Господь являет нам чудо - Крещенскую воду - для подкрепления верных и убеждения маловерных.

ВАЖНО! Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской листок»!

                          Дайте почитать родственникам, друзьям,  соседям или

принесите его обратно в храм.

Спаси Вас Господи!

 

 

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...