Приходской листок №10

12 июля 2014

12 июля, Православная Церковь почитает Славных и всехвальных

первоверховных апостолов Петра и Павла. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. День святых апостолов Петра и Павла.
2. «Петровки» на Руси.
3. Приятного аппетита!

 

 

Кто такие апостолы?

Апостолы, апостол (др.греч.-посол, от глаг. посылать)-ученики последователи Иисуса Христа. Термин апостол относится к двеннадцати непосредственным ученикам Христа (Мф.10:2-4; Лк.6:13-15, также и к семидесяти ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым апостолами от семидесяти.

Святые апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что больше всех потрудились в деле распространения Евангельской проповеди, но среди первых проповедников  трудно найти людей более несходных по характеру и темпераменту.

 

Апостол Петр до принятия христианства носил имя Симон. Он был с самого начала верным учеником Христа, был свидетелем всего, что случилось вокруг Христа с первого Его выхода на проповедь и первым из апостолов узнал о Воскресении Иисуса. Апостол Петр, сильный и пламенный духом, первый решительно исповедует Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что, удостоился наименование Камень (Петр).

Он первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь пред народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, второй проповедью обратил к вере 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Днян.5;15).

Петр исповедовал христианство не только в Святой Земле, но также в Сирии, Африке, Испании, Риме.  Именно со слов Петра святой Марк написал Евангелие. К концу жизни апостол Пётр снова прибыл в Рим, где по приказу Нерона в 67 году принял мученическую кончину через распятие вниз головой.

Апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина.

В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и вероятно познакомился с языческой культурой. Последующее образование он получил  в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости.

Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Савла осветил ярчайший свет и из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?». На вопрос Савла: «Кто Ты?»,  Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл, был научен вере и на третий день крещен Ананией.

В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.

Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8).

Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба.

По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4). По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4). Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

 По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим — она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом при императоре Нероне.

Празднуя в этот день память апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Оба они много потрудились в распространении Христовой веры и справедливо почитаются столпами Церкви Христовой и первоверховными апостолами.

«ПЕТРОВКИ» НА РУСИ

«Петр и Павел час убавил» - так говорится о Дне святых апостолов Петра и Павла, православном празднике на Руси. В старину этот день был праздником солнца. Считается, что  тот, кто в этот день, встав пораньше, увидит  красочный рассвет и восход  солнца, будет наделён особой силой. Яркие лучи, переливающиеся разными цветами радуги, вольются в самое нутро человека и осветят его:  красный огонёк даст  здоровье и красоту, оранжевый – оптимизм и беззаботность, желтый – огонь и тепло, белый –  чистоту и свежесть, зеленый – молодость и энергию.

Считается, что Петр и Павел в эту летнюю пору защитят от всего: где полагается – наведут порядок, что не надо – уберут,  а что требуется – подадут.  Летний зной продолжается – ведь макушка лета (вторая половина июля - начало августа) только- только начинается. 

Наступает время петровской жары, разгар летнего зноя. Исстари примечали, что на Петров день, как правило, сухо и жарко. «Как придет Петро, так и будет тепло», «День убывает, жара прибывает». Нашими предками было подмечено, что именно в этот день смолкают соловей и кукушка - «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой». И люди накануне ходили в лес, чтобы еще раз их услышать. Но год на год не приходится, бывало, что птички не замолкали. Тогда говорили, что зима будет поздняя и придет на столько недель позже Покрова (14 октября), сколько дней после Петровок соловей еще петь будет. То есть, если он пропоет, например, еще 3 дня, то ожидали, что зима наступит на три недели позже Покрова. Если же после Петрова дня продолжала куковать кукушка - ждали хорошего, долгого лета.

На Руси лето всегда было и напряженной, и веселой порой. Хоть день и короче стал, но все равно еще длинный, дел и забот много – все надо переделать. В суды успеть – Петров день был сроком внесения пошлин и налогов. Ярмарки развернуть – издавна известны Петровские торги - и работа, и праздник. Работы всегда много и на всех хватит: «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос». Травы-то в самом соку, только успевай косить, сушить да в стога метать: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу». По Петрову дню делали виды на урожай. «На Святого Петра дождь — урожай худой, два дождя — хороший, три — богатый». О погоде загодя знали, наблюдая за живой природой:  «Когда овцы блеют да друг за дружкою бегают — к дождю», «Когда стрижи возле самой земли летают — к дождю», «Гагары заревут — перед дождем».

Известно, что Святой Петр был рыбаком. 12 июля рыбаки поклонялись своему покровителю и ставили мирскую свечу в церкви к иконе Петра.

Петров день («Петровки») всегда отмечался широко и торжественно. Праздник так и назывался - «гулянки-петровки». В этот день ходят в гости, принимают гостей и у себя, приезжают родственники даже из дальних деревень. Женатые мужики и старики устраивают  застолье. Практиковался обычай покупать вскладчину баранье мясо или телятину. Мясо варили в котлах посреди деревни, а после церковной службы устраивалось "мирское" разговение, в котором обычно принимал участие священник. Для совместного разговения в Петров день существовала своя причина. Дело в том, что летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно: во-первых, она не успевала «нагулять» мясо; во-вторых, в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. Чтобы разговеться, община колола барана на всех — его хватало, чтобы за раз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. Так сама собой решалась проблема хранения: ее просто не возникало. Баранина, являясь традиционным русским блюдом, стала главным угощением на петровских братчинах.

В России на Петров день молодожены посещали родителей невесты. Поскольку к этому дню заканчивался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят "на сыры". Отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли и дарил ей в Петров день, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе. В этот день сваты со стороны жены угощали сватов мужа ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр. Кумы с поклонами дарили крестникам пшеничные пироги.

Так же, Петров день считался праздником молодежи. Парни и девушки надевали лучшие костюмы, собирались на лугу, где могли играть в различные подвижные игры, петь, качаться на качелях.  Молодежи до сих пор по нраву известный издавна обычай кататься на качелях: «Петровы качели – девичье веселье».

От души гуляли и веселились люди, ведь впереди — вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) — трудная страдная пора.

В заключении предлагаем вам специальный старинный рецепт на Петров день – ОКРОШКУ СКОРОМНУЮ – что может быть лучше в жаркую пору!

ОКРОШКА  «СКОРОМНАЯ»  

Ингредиенты:

400 г готового мяса, 4-5 свежих огурцов, 5 яиц,

200 г сметаны, 1 ст.л. горчицы, зелень, перец,

лук, эстрагон, сахар, соль.

Приготовление:

Остатки вареного, жареного мяса, ветчины нарезать мелкими кубиками. Так же нарезать огурцы и белки сваренных вкрутую яиц.

Оставшиеся желтки растереть с горчицей, постепенно прибавляя сметану.

Все это сложить в супницу, по вкусу посолить, положить мелко нарубленные зеленый лук, укроп, эстрагон, при желании — сахар, перец, мелко нарезанный зеленый салат, тертый хрен, перемешать, залить 2 л холодного кваса и подать.  ПРИЯТНОГО АППЕТИТА.            

  ВАЖНО! Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской листок»! Принесите  его обратно в храм или дайте почитать родственникам, друзьям,   соседям.

                                                  Спаси Вас Господи!

Текст по материалам православной печати.

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...