Московский Патриархат, Московская епархия, Богородское благочиние
местная религиозная организация
Православный приход
Троицкого храма
деревни Ивашево
www.troitsa-ivashevo.ru
31 мая 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. История праздника.
2. Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.
3. Духовный смысл праздника.
4. Ради чего Бог совершает это чудо?
5. Важнейшие черты праздничного богослужения
6. Подготовительный период праздника
7. Троицкая суббота
СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА
(ПЯТИДЕСЯТНИЦА, ТРОИЦА)
Господь вознёсся… В жизни новой
Дни незаметно пронеслись,
Когда апостолы Христовы
Единодушно собрались.
И вдруг, раздался шум с лазури
Отрадно-ласковых небес,
Как будто, то шумел от бури
Вдали дремучий тёмный лес.
И не могли в немом смущенье
Ему внимать ученики,
И огневые, в то мгновенье,
На них спустились языки!
Свершилось чудо Божьим словом!
И Дух святой наполнил их,
И все они наречьем новым
Заговорили в этот миг.
В. Богословский
Апостолы, Богоматерь и некоторые жены-мироносицы, собравшись в Иерусалиме, ожидали исполнения обещанного Спасителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». (Ин 14, 26). По предложению Петра, вместо Иуды, предавшего Учителя и удавившегося потом от стыда, они по жребию избрали Матфия.И вот, на десятый день после вознесения, в пятидесятый день после воскресения Христова, слова Учителя исполнились. Тогда иудеи праздновали Пятидесятницу – один из главных своих праздников, а потому в Иерусалим отовсюду собралось большое количество паломников. День Святой Пятидесятницы издревле считался днём рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.
Двенадцать апостолов вместе с Богоматерью находились в Сионской горнице (комната на верхнем этаже дома, где была совершена Тайная Вечеря, по христианской традиции, так же считалась первой христианской церковью). Утром, в девятом часу, внезапно сделался шум неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Появившиеся вслед за тем разделяющиеся огненные языки почили (остановились) по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Духа Святого…- огненное крещение апостолов, как пророчествовал когда-то Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф 3,11), свершилось.
В этот миг апостолам, а в их лице всему человечеству, открылись три Ипостаси (отсюда «Троица») Единого Божества – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Необычный шум с неба привлёк всеобщее снимание – скоро у Сионской горницы собралась большая толпа паломников. Апостолы вышли им навстречу – и вдруг… начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Каждый из пришедших неожиданно услышал обращенные к нему слова апостолов на понятном ему родном языке.
Это было удивительно, ведь многие знали, что апостолы были простыми, неучеными людьми, которые и на своём-то языке говорили не совсем правильно – на простонародном галилейском наречии. И вдруг, они все стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и до этого дня не понимали.
Вышедший вперёд апостол Пётр пояснил, что это чудо было совершено Самим Богом! А затем стал рассказывать об Иисусе Христе, Который проповедовал Своё Божественное учение им и всему народу, был распят и на третий день воскрес. Теперь Спаситель, как и обещал, послал им с неба Духа Святого, Который и научил их говорить на разных языках. Так Пётр стал первым проповедником Учения Христова.
Поражённые вестью о воскресении Иисуса, люди чувствовали раскаяние. «Что же нам делать?», - сокрушенно спрашивали они. «Покайтесь, да и крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», - отвечал Пётр.
В тот знаменательный день уверовали и крестились около трёх тысяч человек!
День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.
День Святой Троицы отмечается через пятьдесят дней после Пасхи и через десять дней после Вознесения. Он всегда приходится на воскресный день. Пятидесятница относится к числу двунадесятых праздников.
День Святой Троицы — одно из самых значимых православных торжеств православного богослужебного года. Ровно через неделю после Троицына дня (на какое бы календарное число он не приходился) начинается один из четырех годичных постов — “Петров пост”, продолжающийся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст. / 12 июля н. ст.).
Связь праздника с событиями Священной истории -
Ветхого и Нового Завета
Происхождение праздника Пятидесятницы — ветхозаветное. Именно древняя еврейская пятидесятница послужила основанием для установления одноименного новозаветного праздника; при этом ветхозаветная пятидесятница понимается христианами именно как древний прообраз Пятидесятницы новозаветной. Та первоначальная еврейская пятидесятница была днем, в который праздновалось получение Моисеем на горе Синай "скрижалей" (каменных плит) с записанными на них десятью заповедями — известными правилами верности Богу и уважительного отношения к ближнему. Это был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения уже христианской Церкви, — днем, когда, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества. Ведь если в день Крещения Христова человечество еще только “со стороны” узнало о существовании Бога-Троицы, то в день Пятидесятницы Христовы апостолы уже — благодаря собственному внутреннему духовному опыту — лично познали совсем неведомое им прежде Третье Лицо Пресвятой Троицы: как сошедшего на них Святого Духа.
Духовный смысл праздника
Предощущение познания Бога христианской веры именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится в Ветхом Завете; связанный с этим библейский сюжет отражен, в частности, на иконе праздника, в том числе и на знаменитой иконе "Святая Троица" преподобного Андрея Рублева. Здесь изображены три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму.
До пришествия на землю Христа, человек, даже почитая Истинного Единого Бога, в то же самое время не знал о Его троичности. Окруженные языческими народами, исповедовавшими множество самых разных, порой очень жестоких демонических культов, древние иудеи твердо и последовательно придерживались истины о единстве Божества. Во многом именно из-за этого мы напрасно станем искать на страницах Ветхого Завета ясных свидетельств о Троице. Лишь смутные, "прикровенные" высказывания древних пророков и поэтов наводят на мысль, что и тогда, еще до Рождества Иисуса Христа, некоторые израильские праведники уже догадывались о существовании в Едином Создателе и Творце Трех Личностей — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно об этом свидетельствует история посещения Авраама тремя путниками.
Авраам, живший у Мамврийской рощи при горе Хобар, сидя как-то жарким днем у входа в свой шатер, увидел вдруг, как к нему приближаются три человека. Заметив их, он вышел им навстречу, поклонился и заговорил с ними. Самым удивительным в этом разговоре было то, что Авраам обращался к этим путникам то как к трем, то как к одному человеку: "Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши..." (см. книгу Бытия 18:1-8).
Православные толкователи этого сюжета утверждают, что именно здесь, в этот миг, человеку (хотя еще и не вполне явно) открывается — в первый раз в земной истории — истина о Боге как Троице, к Которой можно равно обращаться и в единственном и во множественном числе. Потому-то изображение чудесного явления трех путников-ангелов Аврааму и стало иконописным символом Пресвятой Троицы...
Cошествие Святого Духа на апостолов.
Ради чего Бог совершает это чудо?
По православному вероучению, Святой Дух — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. Именно, благодаря Ему, человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо почивающий в нем Святой Дух, учит его этому, подавая истинное богопознание. Ради дарования человеку как раз такого “боговедения” Дух и сходит на апостолов. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: “надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени”. Человек не может достичь духовного спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы ему не умереть, но жить необходима подающая силу его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа. Как некогда — в день Пятидесятницы — такая благодать оказалась дарована апостолам, так и ныне, сегодня, в христианской Церкви существует подающее эту благодать особое таинство (одно из известных семи таинств Православной Церкви) — миропомазание, обычно совершаемое в Православной Церкви непосредственно вслед за таинством крещения. Через помазание особым благовонным составом (он именуется “миро”) частей человеческого тела, на верующего сходит освящающая и преображающая его благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Именно поэтому, таинство миропомазания зачастую называют “личной Пятидесятницей” каждого христианина.
Важнейшие черты праздничного богослужения
Устав праздничного богослужения Пятидесятницы довольно своеобразен. Служба Троицына дня строится по вполне привычной схеме праздничного всенощного бдения. Однако, к Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”.
Дело в том, что по существующему церковному уставу от четверга Страстной седмицы и до дня Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы (за исключением преклонения колен на Страстной — перед Плащаницей). Почему устав требует этого от христиан? С одной стороны пасхальный период — период сугубой радости, когда искупленному распятым и воскресшим Иисусом христианину следует ликовать а не уничижать себя. Но, с другой стороны, день сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда они подлинно научились тому, как на самом деле им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно, через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день учатся, вместе с апостолами, подобной — совсем новой, смиренной и очень личной, тихой и духовно-глубокой — благодарности Богу за все Его дары. Именно ради этого они и становятся теперь на колени: не столько для покаяния и самоуничижения, сколько в знак кроткого и, в то же время, возвышенного ликования, ради торжества их просвещенности огненными языками Духа.
На вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником; эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.
В VIII веке преподобными Косьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным были составлены каноны праздника. От IX века до нас дошло полное праздничное богослужебное чинопоследование (в его константинопольской редакции); уже тогда оно было одним из самых торжественных в году. Из других авторов богослужебных текстов праздника следует отметить императора Льва VI (IX век), которому принадлежит одна из стихир на “Господи воззвах”, прекрасно выражающая православное богословие догмата о Пресвятой Троице.
Подготовительный период праздника
Пятидесятница — единственный из двунадесятых праздников, который не имеет предпразднества как такового. Вместе с тем, служба накануне Пятидесятницы именуется Троицкой родительской субботой и посвящена поминовению умерших. Таким образом, именно она оказывается полу-печальным “сочельником” праздника.
Подобно Рождеству и Крещению, Пятидесятница имеет и второй день праздника — понедельник Святого Духа.
Отдание Пятидесятницы совершается в следующую за ней субботу — накануне Недели всех святых.
ТРОИЦКАЯ СУББОТА
(перед Днем Святой Троицы)
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Он говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24).
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".
Русские народные традиции праздника
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. В народе к Троицину Дню готовились с особой радостью и предвкушением, ведь самые красивые службы и самые веселые гуляния после Великого поста были только на Пятидесятницу!
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина.
Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу, с собранными накануне травами и цветами для их освящения. Считалось, что эти травы приносят пользу и излечивают от различных болезней. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Праздник отмечали на природе. Обязательно готовили караваи, так же на Троицу принято готовить богатую «зеленую» трапезу из зелени, салатов, печь пироги и делать яичницу – символ солнца. На столе присутствует много меда, как в виде хмеля, так и в виде коврижек. На праздничный обед созывали гостей и наряжали их в венки из цветов, делали друг другу подарки. Девушки водили хороводы, а парни выбирали будущих невест. В некоторых районах устраивали ярмарки.
Троица, так же, считается праздником земли. В этот день ее нельзя было копать, или всячески беспокоить. На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.
С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на рассылку
Расписание богослужений
Таинства и обряды Православной Церкви
Вопрос-ответ
ПАТРИАРХИЯ.РУ
3 сентября 2016
Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...
4 сентября 2016
4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...
ПРАВМИР.РУ
6 сентября 2016
Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...
6 сентября 2016
«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...