Приходской листок №6 Великая Пасха

14 апреля 2014

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКОГО ЛИСТКА № 6

1. Воскресение Господа нашего, Иисуса Христа

2. «Торжество Торжеств», «Праздников Праздник»

3. Что означает слово «ПАСХА»

4. Откуда пошел обычай красить яйца на Пасху

5. Поминовение усопших в дни Пасхи

6. Антипасха, «Фомино воскресение»

7. «Красная горка»

8. Беседы с отцом Алексием

9. Поэтическая страничка

10. Расписание богослужений на апрель

«Если бы смертному человеку дано было подняться на высоту небес и оттуда созерцать, что творится на Русской земле в эту священную и спасительную полночь, то перед его взором открылось бы чудное зрелище. Тихо спустилась на землю тёмная весенняя ночь. Смолкла суета земная, всё будто притаилось в ожидании чего-то великого, таинственного…

И вот там, где-то на беспредельном пространстве далёкого Великого океана, наступает полночь. Она надвигается на пустынные берега нашей Камчатки и Сибири, и тут, в этих редко разбросанных селениях, где только есть храмы Божии, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес; начинается торжественный звон небольших колоколов сельских церквей… Полночь быстро движется от востока к западу по необъятному пространству Сибири. За ней будто светлый поток течёт по лицу родной земли – этот свет пасхальных огней, этот торжественный победный звон…

Вот полночь перешагнула Урал, а за ним широкой волной светлая радость Воскресения залила всю Русь… Гудят тысячи колоколов, горят миллионы свечей, десятки миллионов православных русских людей ликуют духом в тысячах храмах Божиих. Настал праздников праздник – Светлое Христово Воскресение! …

… Нигде в мире так светло не празднуется Воскресение Христово, как в Церкви Православной, и нигде так поэтично, так трогательно не выражается эта радость праздника, как на Святой Руси. У христиан Запада праздник праздников – Рождество Христово, у нас – светлое Христово Воскресение. Да так и быть должно. Ведь если бы Христос не восстал из гроба, то тщетна была бы и вера наша, как говорит апостол Павел, - мы были бы несчастнейшими из людей. Но воскрес Христос, и всё исполнилось света, всё обновилось, всё ликует победу над смертью, торжествует мир с Богом, с небом, и льётся благодатный мир и светлая радость по лицу всей земли…»

Так проникновенно-трогательно сто лет назад (в 1911 году) писал выдающийся церковный проповедник, член Государственного Совета и Святейшего синода архиепископ Никон (Рождественский).

Отрадно, что и в наши дни мы наблюдаем схожую картину, правда, не столь массовую, но тоже весьма впечатляющую. И это, несмотря на все попытки советской власти уничтожить религию и священнослужителей «как класс», вопреки библейской истине: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо, если этопредприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…» (Деян. 5, 38-39)

ПАСХА

Великий Праздник в день весенний
Приносит радость и любовь.
Всего на свете драгоценней,
Что Чудо повторится вновь!

Мы с тихой грустью вспоминали
Тернистый путь Сына Творца.
И с верой души ожидали,

То, в чем уверены сердца!

Сегодня утро благодатью
Окутывает нас с небес,
А мы в ответ ему ликуем:
Христос Воистину Воскрес!

 

Прихожанка нашего храма,
Иулия

«ТОРЖЕСТВО ТОРЖЕСТВ»,

«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК»

Центральное, главное событие церковного года – Светлое Христово Воскресение (Пасха). Это самый древний и величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Поэтому-то Пасху и называют «торжество торжеств», «праздников праздник».

В этот день празднуется Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, в котором заключены все радости нашей веры и нашего упования.

До этого величайшего события, по учению Церкви, все люди после смерти попадали в ад, так как после грехопадения находились под властью дьявола. Христос Спаситель, умерев на Кресте, как человек и, сойдя в ад, как Бог, преодолел власть дьявола и воскрес, уверив тем самым всё человечество во всеобщем воскресении мертвых. Поэтому для христианина смерть не является уничтожением или прекращением жизни, она лишь переносит его бессмертную душу в иную сферу бытия. И каждый, кто следовал в жизни за Христом и боролся с грехом и страстями, воскреснув, будет жить вечно и радоваться с Господом.

Вот отчего праздничные Пасхальные службы исполнены нескончаемой радости и ликования. Каждый год они совершаются во всех православных храмах в ночь с субботы на воскресенье. В этот и последующие дни повсюду многократно звучат дивные слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» и ответное: «Воистину Воскресе!

ВАЖНО!     Праздничные крестные ходы совершаются

                       ежедневно утром после Литургии в

                       течение всей пасхальной недели.                                   

ЧТО  ОЗНАЧАЕТ  СЛОВО  «ПАСХА»

Слово «ПАСХА» (по-русски, «переход») - арамейский вариант еврейского «песах» (проходить, переносить), созвучно греческому «пасхейн» - страдать, претерпевать, переносить.

Как писал святой Амвросий Медиоланский (340-397) – богослов, проповедник, реформатор церковного пения: «Слово «пасха»  означает «прехождение». Назван же так сей праздник, торжественнейший из праздников, в Ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов израилевых из Египта и, вместе с тем, избавления их от рабства. В Церкви Новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражией и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)».

Другими словами, Новозаветная Пасха – Сам Христос, страдавший за нас на Кресте и воскресший; поэтому для христиан Пасха – это прехождение (переход) от земли к Небу, от смерти к вечной блаженной жизни.

ВАЖНО!      Начиная с первого дня Святой Пасхи до

                          Вечерни  Праздника Святой Троицы  

                          (в течение пятидесяти  дней делать

                          земные поклоны не следует.

ОТКУДА ПОШЁЛ  ОБЫЧАЙ
КРАСИТЬ  ЯЙЦА НА ПАСХУ

Символом праздника Воскресения Христова является крашеное яйцо. Обычай красить яйца и обмениваться ими существует вот уже почти две тысячи лет с - апостольских времён.

По преданию, одна из учениц Иисуса Христа и Его преданная последовательница – святая равноапостольная Мария Магдалина рассказывала о Воскресении Спасителя и проповедовала слово Божие в Риме.

Когда её допустили в имперский дворец, то, представ перед императором Тиверием и следуя давней традиции, она поднесла ему в дар простое куриное яйцо (обычное подношение бедняков) и торжественно произнесла: «Христос воскрес!»

Правитель Римской империи скептически заметил, что как белое яйцо не может стать красным, так не может воскреснуть умерший человек. И тут же, на глазах Тиверия, произошло чудо: яйцо стало красным, как бы свидетельствуя истинность Христова Воскресения…

Традиционный красный цвет пасхальных яиц не случаен – он напоминает всем, что Христос пострадал за нас даже «до крови», Своими крестными страданиями искупив грехи человечества.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ

Пасха – самый радостный день в году для всех, верующих и неверующих. И эти праздничные чувства совсем неуместны там, где людей охватывают совсем другие настроения – настроения грусти и печали по своим умершим родным и близким.

Поэтому в день Пасхи не полагается посещать кладбища и совершать панихиды.

Для этого Церковь определила особый день – Радоницу (от слова «радость» - ведь праздник Пасхи продолжается) – во вторник после Пасхальной недели, в который уже служится заупокойная служба.

Если же кто-то умрёт на Пасху (такая смерть в народе традиционно считается знаком милости Божией к умершему), то всё равно отпевание совершается по Пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных, радостных песнопений.

АНТИПАСХА или
«ФОМИНО  ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20,25). На восьмой день после воскрешения Христос явился к Фоме, дабы уверить его в том, что Господь стоит перед ним, показав все раны, полученные после распятия. «… подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим…»(Ин.20,27). Фома осознал, что очень ошибался в неверии чуда воскрешения своего Бога и со словами: «Господь мой и Бог мой!», исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Человека же, которого почти невозможно в чем-либо убедить, с тех пор часто называют «Фома неверующий».

«КРАСНАЯ ГОРКА»

Название этого же дня в народе - «Красная горка», откуда оно? Вариантов трактовки этого названия, находится как минимум три.

Во-первых, с древних времён у наших языческих предков-славян был обычай особенно почитать своих усопших родственников. Им отводились самые лучшие места для захоронения, то есть «красные горки». Поэтому, если проехать по России, можно заметить, что все кладбища или большинство из них расположены в красивых местах, чаще на горках. «Красная горка» являлась местом, где собирался народ, чтобы помянуть усопших. Отсюда в христианстве и сохранилось такое название «Красная горка».
Во-вторых, считается, что это название праздник получил в народе за обычай катать с горки крашеные яйца.

И третий, на наш взгляд, самый весенний и радостный вариант объяснения этого красивого названия, что «Красная горка» - это есть торжество любви, зарождение чувств и надежд. Красная горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении -“красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли «красными горками».

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали” или “заигрывали” весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.

«Красная горка» открывает собой период, когда после долгого перерыва (Сырная неделя, Великий пост, Светлая седмица - в общей сложности 9 недель) разрешается церковное благословение брака. Начиная с этого дня, в церквях совершается таинство венчания. «Красная горка» считается лучшим днём в году для свадьбы. Существует поверье, что молодые супруги, венчанные в такой день, никогда не разойдутся и будут навсегда опорой друг для друга.

БЕСЕДЫ С ОТЦОМ АЛЕКСИЕМ

Вопрос:  Как на Светлой седмице готовиться ко   Причащению?                         

Если бы мы жили Пасхальной радостью, то нас бы этот вопрос не волновал. В древней Церкви на Светлой Седмице не постились, более того в каноне церковном сказано, что кто постится тот согрешает. По традиции на этой неделе  можно и не исповедоваться, ПАСХА все превозмогает, но всё это для людей, которые прошли поприще поста  (постились, молились, исповедовались и причащались во время поста),  то есть жили по уставу церкви. Но есть и другие люди. Они приходят на исповедь и говорят, мы знаем, что можно принять причастие на Светлой седмице без поста. То есть, не пройдя долгого пути и не неся ноши, хотите оказаться у цели?

Получается, вас довезли на машине к конечному пункту, и вы решили причаститься этой радости, но спросите свою совесть - это нормально? Вами движет не желание принять причастие, хотя и оно присутствует, а именно, возможность не понести ноши поста. Когда спрашиваешь таких людей, как часто они исповедаются и причащаются, то слышишь ответ, один или два раза в году. Становится понятным, что такими людьми двигает не жажда причастия и соединение со Христом, а возможность избежать постного ига, облегчить тяготы своей церковной жизни. В таких случаях допускать к чаши опасно, потому что видишь, что человек может причаститься себе в осуждение. Ну, а для воцерковленных людей всё просто: прочитывается Пасхальный канон вместо трёх положенных и вычитывается Последование ко Причастию.

Подготовив себя постом и молитвой, церковный человек знает, что обязательно нужно присутствовать на вечернем богослужении, где совершается вечерня и утреня и звучит Пасхальный канон, поэтому прочитывать Пасхальный канон перед причастием не следует. Что касается исповеди на Светлой седмице, то здесь главное не подменить законом дух. Что бы причащаться без исповеди нужно себя беречь от греха, но человеку это не по силам и здесь нужно понимать, что грехи бывают разные. Одно дело обиделись, раздражились немножко, а другое - простить кого-то не можете. А если не простил, то Пасхи на сердце нет, и к причастию не подойдешь. Конечно, строгого запрещения исповеди на Пасхальной неделе нет, и если человек, обременённый совестью, захочет исповедоваться, то конечно, священник выйдет к нему и даст ему радость причастия. 

Вопрос: Надо ли посещать кладбище в день Пасхи и на Светлой   Седьмице?

Давайте порассуждаем. Если задать себе вопрос, что в нашей  жизни больше скорбей или радости? Мы подумаем и  ответим, скорбей больше. Часто скорби касаются нас лично и глубоко.

Приведу пример: у вас в жизни большая радость (замуж выходите, ребенок родился и т.д.) и вдруг в этот самый ваш радостный день случается беда. Что будет больше радость или скорбь? Конечно, скорбь! Скорби нам напоминают о том, что этот мир бренный и смертный. Мир всегда тяготеет к смерти. В жизни  человека поджидает много скорбей - это и тяжелая болезнь, и смерть близкого, любимого человека, и разного рода бедствия. А теперь зададим вопрос по-другому. Что больше скорбь или РАДОСТЬ, побеждающая эту скорбь?

Так вот, ПАСХА — это  та радость, которая побеждает всё, любую скорбь, всё  что угодно! А теперь спросим себя, можно ли поставить на весы РАДОСТЬ ПАСХИ и память усопших близких, больше чем эта РАДОСТЬ? Сделать  это невозможно! В древности в эти светлые дни христиане прибывали в церкви, в радости и ни на что ЕЁ не меняли. У них и в мыслях не было на Светлой Седмице поминать усопших, тем более для этого установлен день. День особого поминовения усопших - Радоница. У нас же всё наоборот: в Пасху на кладбище, в Радоницу на работу, а в храм, ощутить великую Радость, если огород позволит! Проведём сравнение и посмотрим. Великим постом первые три недели совершается поминовение усопших, храмы  ломятся от  народа, пишут записки, ставят свечи, молятся об усопших.

Праздник Благовещения пришёлся в этом году на понедельник. Почтить Богородицу пришло  в храм  намного меньше людей. Почему? Потому, что для некоторых религия, это нечто прикладное. Её используют как пластырь, чтобы  что-то не болело, чтобы помогало ближнему, чтобы надёжно защититься и устроиться в этой жизни. Праздники же церковные, совершенно, о другом. Они говорят о грядущем - о Царствии Небесном, о той совершенной радости, которая нам раскрывается. Когда же люди не живут и не чувствуют эту радость, то они вполне способны променять её на молитву об усопших. Она для них будет важнее, нежели чем радость Благовещения или Пасхальная радость, поэтому народ и пойдет на кладбище в Пасхальные дни.

Ещё одна из причин, по которой люди пойдут на Светлой седмице на кладбище - это традиция, сложившаяся в Советские времена.  Когда храмы были закрыты, это была единственная возможность отметить Пасху.  Туда несли куличи и всё прочее, но это не говорит о наличии веры. Это говорит о традиции, а традиции бывают разные:  оставленные стаканы с водкой и хлебом,  воткнутые сигареты и ещё много разных. Христиане живут другим, живут Царствием Божиим и потому для нас, христиан,  жизнь Церкви - это жизнь праздничная. Скорби с нами рядом, мы, как и все люди, болеем, страдаем, умираем, но нам дано больше, нам дана РАДОСТЬ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА, которая побеждает всё в этом мире!

РАСПИСАНИЕ  БОГОСЛУЖЕНИЙ
НА ВТОРУЮ  ПОЛОВИНУ  АПРЕЛЯ

16 апреля

среда

 

15:00  Утреня.  Исповедь.

17 апреля

четверг

 

 

  8:00  Исповедь. Часы. Вечерня с

           Литургией Василия Великого.  

           Воспоминание о Тайной Вечере.

15:00  Утреня с чтением 12-ти Страстных

            Евангелий.

18 апреля

пятница

 

  8:00  Царские часы.

15:00  Вечерня с выносом Плащаницы.

           Малое повечерие

           Утреня с погребением Плащаницы.

19 апреля

суббота

 

 

 

 

 

20 апреля

воскресенье

  8:00  Исповедь. Часы. Вечерня с    

           Литургией Василия Великого,  

           по окончании освящение

           пасх, куличей, яиц ( до 17:00 )

21:00  Исповедь

23:30  Полунощница

00:00  Крестный ход. Утреня. Часы.

           Литургия.

         Светлое Христово Воскресение

26 апреля

суббота

  8:30  Утреня. Часы. Литургия. Молебен.

15:00  Всенощное бдение.

27апреля  

      воскресение

  8:30  Исповедь. Часы. Литургия. Молебен

          Антипасха.

28 апреля

понедельник

15:00  Утреня.

29 апреля

вторник

  8:30  Исповедь. Часы. Литургия .

            Панихида.

          Радоница . Поминовение усопших.

ВАЖНО!  Пожалуйста, не выкидывайте "Приходской

                листок»! Принесите  его обратно в храм

                или дайте почитать родственникам,

                друзьям, соседям.

 

Спаси Вас Господи!

 

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...